Цель урока:
- Образовательная: формировать общее представление о видах мозаики. Познакомить с приемами изготовления мозаики с металлическим контуром.
- Развивающая:развивать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости с помощью рисунка.
- Воспитательная: воспитать аккуратность, побуждать любознательность, интерес к творческому процессу.
Оборудование: карандаш, «переводка»,
пассатижи-бокорезы, верстак комбинированный,
проволока, деревянные заготовки, клей, лак,
наглядные изделия, компьютер (презентация).
Урок рассчитан на 2 академических часа.
Структура урока:
- Организационный момент начала урока.
- Подготовка учащихся к учебной деятельности.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа.
- Перемена.
- Продолжение практической работы.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие всех присутствующих в классе. Сообщение темы и цели урока. (Приложение, слайд 1) Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Объяснение нового материала
1. Вступительное слово учителя
На уроках технологии мы с вами знакомились и
выполняли разные виды обработки дерева. Какие?
(Это и резьба, и выжигание, и изготовление
скульптур). Но резьба по дереву и изготовление
скульптур – это не все способы обработки дерева.
Особенно интересные и полезные вещи можно
сделать, применяя технику мозаики. (Приложение,
слайд 2)
Мозаика – это орнаментное или сюжетное
изображение, выполненное из однородных или
различных по материалу частиц.
Орнамент (Приложение,
слайд 3) – это узор, состоящий из ритмически
упорядоченных элементов. («Орнамент» в переводе
с латинского языка означает «украшение»).
Русский орнамент содержит изображения полевых
цветов, (Приложение,
слайд 4) колосьев ржи и пшеницы и т.д.; плодов
садовых деревьев и кустарников – символов
плодородия; птиц – символов счастья.
Мозаика широко применялась еще в Древнем Египте.
Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из
черного дерева, украшали пластинками из слоновой
кости. (слайд 5) Мозаикой украшают и в наше время
предметы мебели и обихода. (Приложение,
слайд 6) Но особенно выразительно выглядит
деревянный мозаичный набор, у которого контуры
изображений очерчены блестящими металлическими
полосками.
Искусство мозаики с металлическим контуром
известно давно. Существуют различные виды
украшения металлическим контуром. (Приложение,
слайд 7)
1) Филигрань (скань) – от древнерусского «скать»
– свивать.
2) Инкрустация – украшение деревянных изделий
врезанными в их поверхности пластинками металла.
2. Объяснение технологии выполнения филиграни:
Мы с вами сегодня попробуем выполнить мозаику в технике филигрань. Сейчас познакомимся с этапами ее выполнения. (Приложение, слайд 8)
- Для работы нам понадобятся: проволока, бокорезы, ножницы, клей, простой карандаш и «переводка».
- На обработанную заготовку наносят рисунок с помощью «переводки»; (Приложение, слайд 9)
- Вырезаются элементы мозаики из бумаги и наклеиваются на рисунок заготовки; (Приложение, слайд 10)
- Подготавливается к работе проволока: скручиваются в одну две проволоки; (Приложение, слайд 11)
- Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают клеем; (Приложение, слайд 12)
- После закрепления контуров на деревянной основе все изделия покрывают лаком, который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью. (Показать образец)
3. Техника безопасности:
- При работе избегать попадания клея и лака на открытые участки тела;
- Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов;
- Не нюхать лак во избежание отравления;
- Осторожно обходиться с заготовками проволоки, т.к. имеет острые кромки;
- Не держать левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие;
- Подавать ножницы и кусачки товарищу нужно ручками от себя, а класть на стол – ручками к себе;
Прежде чем перейти к практической работе,
проведем игру «восьмерка».
На белом листе черным маркером нарисована
перевернутая восьмерка. Учитель с помощью
указки, проводит по восьмерке, а учащиеся
внимательно следят за указкой, упражнение
повторяется 3-5 раз.
III. Практическая работа: изготовление мозаики филигрань
В течение работы учитель следит за правильностью и последовательностью выполнения работы.
IV. Заключительная часть урока
Подведение итогов:
- Анализ отдельных недостатков и ошибок, допущенных в работе.
- Выставление оценок за работу.
- Уборка рабочих мест.