Тема: Игрушки. Понятие о слоге и ударении (урок-закрепление).
Цели:
- активизация навыков устной связной речи;
- упражнения в делении слов на слогах и в определении ударения в словах;
- воспитание бережного отношения к игрушкам.
Оборудование: учебник «Букварь» П.П. Борисов, магнитная доска, предметные рисунки – шар, кукла, дудочка, корова, собака.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
2. Дыхательное упражнение «Свеча»
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
1) Фонетическая зарядка (прием звукоподражания)
– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
– Как поют песенку без слов, если укладывают
спать куклу? (Ля-ля-ля).
– Как мычит корова? (Му-у-у).
– Как рычит собака? (Р-р-р).
2) Артикуляционная работа с-ш, т-д, п-б.
3. Обобщение пройденного материала
– Из чего состоят предложения? (Предложения
состоят из слов).
– На что можно разделить слова? (На слоги).
– Что такое ударение? (Один из слогов
произносится с большей силой голоса и более
протяжно).
Делается вывод: Наша речь состоит из предложений. Предложения делятся на слова. Слова можно разделить на слоги. Один из слогов произносится с большей силой голоса и более протяжно. Отмечается знаком ударения.
Учитель схематично рисует на доске.
![]()
На доске вывешивается рисунки: шар, дудочка, кукла, корова, собака.
– Перечислите предметы, изображенные на
картинках.
– На какие две группы можно разбить предметы? (Домашние
животные и игрушки).
– Назовите только игрушки. (Шар, дудочка,
кукла).
4. Формирование практических умений
– Учащиеся устанавливают слоговой состав
слов, ставят ударение. (Дудочка, шар).
– Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы
будем делить слова на слоги, найдем ударный слог
в словах, составим предложения).
– Назовите слова, состоящие из трех слогов? (Дудочка,
корова, собака).
– Какой слог ударный? (В слове дудочка –
ударный 1 слог).
– Назовите слово, которое состоит из двух
слогов? (Кукла)
– Какой слог ударный? (В слове кукла ударный
1 слог)
5. Игра «Аукцион»
Подобрать как можно больше слов по схеме.
![]()
6. Физминутка
(Дети воспроизводят движениями).
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Мы руки опускаем: хлоп-хлоп-хлоп.
7. Работа по учебнику с.10
– По предметным картинкам букваря, проводится
коллективная беседа на тему «Игрушки».
– Слоговой анализ слов: шар, мяч, кубик,
барабан, машина.
– Почему под рисунками, на которых изображены
кубик, кукла схемы одинаковые? (Слова
состоят из двух слогов и первый слог обеих словах
ударный).
Игра «Чудесная коробка»
Вызванный учащийся достает из коробки рисунок и составляет предложение.
8. Повторение стихотворения «Мячик»
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Игра «Кто внимательный»
– Я буду называть слова, если знак ударения не нужно ставить, вы топаете ножками. Если знак ударение нужно ставить, вы хлопаете в ладошки.
Замок, стол, ежик, летит, мяч, большой, стол, стул, луна, сидит, ловит.
9. Составление рассказа по теме «В детском саду»
Предложения соотносятся со схемами.
– Беседа о бережном отношении к игрушкам ( учащиеся отвечают на вопросы учителя).
10. Итог урока. Рефлексия
– Какие знания приобрели на уроке?
– Что было самым интересным? Почему?
– Были ли затруднения? В чем?