Урок грамоты "Слог и ударение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Игрушки. Понятие о слоге и ударении (урок-закрепление).

Цели:

  • активизация навыков устной связной речи;
  • упражнения в делении слов на слогах и в определении ударения в словах;
  • воспитание бережного отношения к игрушкам.

Оборудование: учебник «Букварь»  П.П. Борисов, магнитная доска, предметные  рисунки – шар, кукла, дудочка, корова, собака.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

2. Дыхательное упражнение «Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте  перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

1) Фонетическая зарядка (прием звукоподражания)

– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)
– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).
– Как мычит корова? (Му-у-у).
– Как рычит собака?  (Р-р-р).

2) Артикуляционная работа  с-ш, т-д, п-б.

3. Обобщение пройденного материала

– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
– На что можно разделить слова? (На слоги).
– Что такое  ударение? (Один из слогов произносится с большей силой голоса и более протяжно).

Делается вывод: Наша речь состоит из предложений. Предложения делятся на слова. Слова можно разделить на слоги. Один из слогов произносится с большей силой голоса и более протяжно. Отмечается знаком ударения.

Учитель схематично рисует на доске.

На доске вывешивается рисунки: шар, дудочка, кукла, корова, собака.

– Перечислите предметы, изображенные на картинках.
– На какие две группы можно разбить предметы?  (Домашние животные и игрушки).
– Назовите только игрушки. (Шар,  дудочка, кукла).

4. Формирование практических умений

– Учащиеся устанавливают  слоговой состав слов, ставят ударение. (Дудочка, шар).
– Чем мы займемся  сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на слоги, найдем ударный слог в словах, составим предложения).
– Назовите слова, состоящие из трех слогов? (Дудочка, корова, собака).
– Какой слог ударный? (В слове дудочка – ударный 1 слог).
– Назовите слово, которое состоит из двух слогов?  (Кукла)
– Какой слог ударный? (В слове кукла  ударный 1 слог)

5. Игра «Аукцион»

Подобрать как можно больше слов по схеме.

6. Физминутка

(Дети  воспроизводят движениями).

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем  ногами:  топ-топ-топ.
Мы руки опускаем: хлоп-хлоп-хлоп.

7.  Работа по учебнику с.10

– По предметным картинкам букваря, проводится коллективная беседа на тему «Игрушки».
– Слоговой  анализ слов:  шар, мяч, кубик, барабан, машина.
– Почему под рисунками, на которых изображены кубик, кукла  схемы одинаковые?  (Слова состоят из двух слогов и первый слог обеих словах ударный).

Игра «Чудесная  коробка»

Вызванный учащийся достает   из  коробки    рисунок и составляет предложение.

8.  Повторение стихотворения «Мячик»

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

Игра «Кто внимательный»

– Я буду называть слова, если знак ударения не нужно ставить, вы топаете ножками. Если знак ударение нужно ставить, вы  хлопаете в ладошки.

Замок, стол, ежик, летит, мяч, большой, стол, стул,  луна, сидит, ловит.

9. Составление рассказа  по теме «В детском саду»

Предложения соотносятся со схемами.

– Беседа о бережном отношении к игрушкам ( учащиеся отвечают на вопросы  учителя).

10. Итог урока. Рефлексия

– Какие знания приобрели на уроке?
– Что было самым интересным?  Почему?
– Были ли затруднения?  В чем?