"Требования комнатных растений к условиям окружающей среды"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия:

Задачи занятия:

Образовательные:

Развивающие:

 

Воспитательные:

План занятия:

 

 

Оборудование и материалы:

 

Приветствие

 

 

Репродуктивный метод

 

 

 

Установление обратной связи

 

 

 

 

 

 

доровьесберегающие упражнения

 

 

Здоровьесберегающие упражнения

 

 

Репродуктивный метод
(занимательность)

 

Объяснение последовательности действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов.

 

 

Здоровьесберегающие действия.

 

 

 

Объяснение правил работы

Самостоятельная работа. (Приложение 1)

 

Здоровьесберегающие действия

Объяснение правил.

Самостоятельна работа.
(Приложение 2)

 

 

 

Похвала

Анализ

Провести контроль полученных учащимися знаний, умений и навыков по  разделу «Требования растений к условиям окружающей среды».

 

1. Проверить и углубить полученные знания, умения и навыки.
2.  Обобщать и систематизировать полученные знания при помощи информационных технологий.

3. Развивать логическое мышление, память, умение анализировать и синтезировать полученные знания, самостоятельность при работе с персональным компьютером.

4.  Формировать познавательный интерес, стремление и желание к получению новых знаний в области комнатного цветоводства, любовь и уважение к окружающей природе, умение работать самостоятельно и в коллективе.

    1. Организация начала занятия.
    2. Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности.
    3. Проверка знаний, умений, навыков.
    4. Подведение итогов занятия.

Карта «Растения и животные Земли», игра «Своя игра» (карточки с вопросами), растения оранжереи, компьютеры, заготовленные в компьютерах тесты и файлы с заданием.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организация начала занятия.

Педагог приветствует учащихся и гостей.

2. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

Педагог. Ребята, мы с вами изучили большой и очень важный в комнатном цветоводстве раздел «Требования комнатных растений к условиям окружающей среды», причем, полученные  в результате этого знания, принесут вам пользу в последующей жизни, так как комнатные растения сопровождают человека повсюду. Сегодня у нас обобщающее занятие, на котором мы с вами должны вспомнить и обобщить все, что узнали за этот период. Скажите, для чего человек разводит у себя дома, на работе, в общественных местах комнатные растения?  (Ответы детей).
Верно, для удовольствия и красоты. А какую еще пользу приносят комнатные растения  нашему жилищу, классу?  (Ответы детей). Конечно, они очищают и увлажняют воздух, обогащают его кислородом.
Может быть, растения тоже нуждаются в нас? Послушайте, какое красивое стихотворение написал поэт о цветах:

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.

Мы, в свою очередь, должны, что-либо делать для растений? Какую пользу мы с вами  можем им принести?  (Ответы детей). Верно, молодцы за растениями надо ухаживать и беречь их. Для роста и развития растений необходимы что? (Ответы детей).  Молодцы! Действительно растениям совершенно необходимы свет вода и тепло. Давайте подойдем к нашей карте и вспомним, откуда к нам пришла основная масса комнатных растений? (Ответы детей). Верно, родина большей части наших растений Тропики Южной Америки, Африки и Индокитая. Строение растений зависит от родины происхождения и места обитания? (Ответы детей). Конечно, монстера, выросшая в джунглях очень отличается от кактуса, растущего в пустыне. Чем? (Ответы детей). Верно, у монстеры крупные листья и воздушные корни, а у кактуса вместо листьев колючки. Значит и требования к условиям внешней среды у этих растений, какие? (Ответы детей). Молодцы, абсолютно разные.
Сейчас мы пройдем в  кабинет, где находятся компьютеры, и продолжим наше занятие.
Вас ожидает большая игра, вернее игра «Своя игра». Вот такой каламбур. Но, прежде чем преступить к серьезному мозговому штурму, давайте разомнемся, а потом «прочистим мозги».

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. Молодцы! А теперь «прочистим мозги», для этого согните руки в локтях, поднимите до уровня ушей. Представьте, что у вас в руках находится волшебная  ниточка. Начинаем двигать «ниточку» вправо и влево. Чувствуете, что мысли проясняются, прочищаются, и, сейчас вы блестяще сыграете.

3. Проверка знаний, умений, навыков

Давайте разобьемся на две команды. Для команд надо придумать название  (Дети дают командам название).
Ну, что ж, молодцы, начинаем!
Вам представлены три темы: Свет, вода температура. Это то, что необходимо нашим растениям дл чего? (Ответы детей). Абсолютно верно для роста и развития. Каждая тема содержит 10 вопросов. Всего их тридцать по 15 каждой команде. Ответы на вопросы обозначены баллами, которые затем суммируют, чем выше балл, тем сложнее вопрос. Вы сами выбираете тему. Например, Никита говорит «Вода, 200». Я переворачиваю лист и зачитываю вопрос. Команда может помогать. Педагог закрепляет на доске при помощи магнитов карточки по темам «Вода», «Тепло», «Свет» с вопросами. На обратной стороне карточек написана «стоимость» вопроса: 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000.

Вопросы:

Тема «Вода»

  1. Какой должна быть вода для полива комнатных растений? (Отстоянной. Температура комнатная или чуть выше).
  2. Что растения поглощают из почвы вместе с водой? (Питательные  и минеральные вещества)
  3. Как правильно определить, что растение нуждается в поливе? (Потрогать почву на глубине 2-3 см.)
  4. Сколько раз в неделю следует поливать растения? (Столько, сколько нужно растению).
  5. Назовите главную «заповедь» цветовода. (Лучше не долить, чем перелить).
  6. На какие группы по отношению к воде делятся растения? (Влаголюбивые умеренно влаголюбивые, засухоустойчивые).
  7. Почему кактусы могут долгое время обходиться без воды? (Содержат в себе большое количество жидкости).
  8. Как по внешнему виду растения, его строению, можно определить, что оно не любит обильный полив?  (Все растения с кожистыми, сочными и мясистыми листьями не нуждаются в частом поливе).
  9. Какими частями, кроме корней, растение поглощает влагу? (Листьями, стеблем, воздушными корнями).
  10. У каких растений нельзя обмывать и опрыскивать листья? (У опушенных).

Тема «Температура»

  1. Зависит или нет требование растений к температуре в зависимости от родины происхождении? (Зависит).
  2. На какие группы делятся растения по  отношению к теплу? (Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодовыносливые).
  3. Как разместить растения в комнате в зимний период, в зависимости от их потребностей в тепле? (На подоконнике холодовыносливые, в глубине помещения теплолюбивые).
  4. Зимой растения находятся в состоянии чего? (Покоя).
  5. Можно ли проветривать комнату с растениями зимой? Если «да», то, как правильно? (Можно. Растения убрать от форточки или прикрыть газетой).
  6. Почему нельзя содержать комнатные растении возле батарей отопления?  (Горячий воздух губит растения).
  7. Назовите теплолюбивое комнатное растение. (Калатея, кротон).
  8. Назовите умеренно теплолюбивое комнатное растение. (Монстера).
  9. Назовите холодовыносливое комнатное растение.  (Герань, цикламен).
  10. Почему комнатные растении лучше растут летом?. (Потому, что солнечный свет стимулирует рост).

Тема «Свет»

  1. Почему прямые солнечные лучи вредны комнатным растениям? (На листьях появляются ожоги).
  2. На какие группы по отношению к свету делятся растения? (Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые).
  3. Дл чего растениям нужен свет? (Чтобы расти и развиваться).
  4. Пока семена растений находятся в земле, они нуждаются в свете?  (Нет. Свет нужен всходам).
  5. Как разместить растения в комнате по отношению к свету зимой? (Возле источника света светолюбивые, теневыносливые в глубине помещения.).
  6. Как разместить растения в комнате по отношению к свету летом? (На подоконнике светолюбивые, тенелюбивые в глубине комнаты).
  7. Почему растение летом на подоконнике надо поворачивать в разные стороны? (Чтобы не искривилось в одну сторону, так как оно тянется к свету).
  8. Почему, если растение стоит на подоконнике, нежелательно, чтобы вода при поливе попадала на листья, при ярком солнце?  (Появляются желтые пятна, ожоги, вода выступает в качестве линзы).
  9. Назовите светолюбивое растение. (Диффенбахия).
  10. Назовите теневыносливое растение.  (Папоротник).

В ходе игры педагог хвалит учащихся за правильные ответы, находчивость. Помогает найти правильный ответ. После окончания игры подсчитывается количество баллов.

Педагог. Молодцы, ребята. По-моему, вы засиделись немного, давайте разомнемся. Встаньте, пожалуйста. Давайте представим, что:

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.

Сейчас мы с вами переходим к одному из ваших любимых занятий – работе с компьютером. Я раздам инструктивные карточки, в которых указан ход ваших действий, согласно которым вы выполните самостоятельную работу. Нарисуете в программе Paint свое любимое комнатное растение. Раскрасьте заранее заготовленные символы (лейка и солнышко), в зависимости от потребностей выбранного вами растения к воде и свету. Обратите внимание, на доске закреплены символы-указатели о потребности растений к воде и свету. (Лейка наполнена водой полностью – влаголюбивое растение, наполовину – умеренно влаголюбивое и почти пустая – растение устойчиво к засухе. Солнышко желтое – светолюбивое растение, наполовину желтое – теневыносливое, темное – тенелюбивое).
Учащиеся выполняют задание.
Во время выполнения задания педагог хвалит детей за старательность и прилежание.

Педагог. Молодцы, с заданием справились. После работы с компьютером ваши глаза немного устали, давайте поможем им и сделаем гимнастику для глаз.

Педагог. Вы помогли своим глазам снять усталость и напряжение. Теперь продолжим вашу самостоятельную работу и приступим к тестированию. Эта процедура вам знакома и не должна вызвать затруднений. Тестовое задание предложено в программе Excel и содержит 14 вопросов по 4 варианта каждый. Щелкните мышкой на символ «Тест» на экране монитора. Откроется окно с заданием. Из 4х предложенных вариантов, выберите тот, который считаете правильным.
Во время работы с тестовым заданием педагог хвалит учащихся за внимательность и прилежание при выполнении задания.
После работы с тестами педагог проверят правильность выполнения, и выводит оценку на экран монитора. Проводит анализ выполненного задания.

4. Подведение итогов занятия

Педагог. Ребята, сегодня вы очень хорошо потрудились. Показали, что знания, которые вы получили, вами хорошо усвоены. Думаю, что они вам пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Вы всегда сможете правильно ухаживать за вашими растениями дома и в школе, а также научить этому своих друзей и близких. А растения, в свою очередь будут радовать вас своей красотой и свежестью.  Я очень довольна тем, как вы сегодня работали. Всем большое  спасибо.
Приводите свои места в порядок. До свидания, до следующего занятия.