Урок русского языка в 6-м классе "Повторение изученного о глаголе"

Разделы: Русский язык


Учебник: Русский язык: Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Цели:

  • повторить изученное о глаголе как о части речи в 5-м классе, его употреблении и синтаксической роли;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок  повторения.

Оборудование: карточки с проблемными заданиями; альбомные листы для создания проекта

ХОД УРОКА

I. Проблемные задания

– Какой частью речи является слово смел?
Как он смел? Как он смел!
Слова белизна, белый, белеть обозначают цвет. На основании каких признаков они отнесены к разным частям речи?
Перед вами «куча мала», в которую попали слова, имеющие несколько «лиц». Одни из них то существительные, то глаголы, вторые – то наречия, то краткие прилагательные, третьи – то предлоги, то наречия. Наведите порядок: рассортируйте все слова по отдельным группам в соответствии с указанными «ролями».

прохладно                                                       около                                                жгут
                                 стекло                                            интересно
                    пекло                                                                                      напротив

И существительное, и глагол:
И наречие, и краткое прилагательное:
И предлог, и наречие:

II. Работа с текстом

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

– Прочитайте выразительно отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
– Какую интонацию вы выбрали и почему?
– Что показалось необычным в этом отрывке?
– Глаголы какого вида использованы в тексте? Почему?
– Определите время глаголов. Какова их роль в создании картины?
– Сколько орфограмм нашло отражение в этом тексте? Обозначьте орфограмму гласную в окончании глаголов.
– Используя примеры из текста, составьте рассказ о глаголе как о части речи.

III. Работа с учебником

– Сравните ваши ответы с теоретическим материалом учебника.
Упражнение 459.
– Составьте учебно-научный текст по таблице «Спряжение глаголов»
– Проспрягайте данные в упражнении глаголы по вариантам ( 2 учащихся работают самостоятельно у доски)

IV. Игра-проект

Используя теоретический материал учебника, составьте за 10-15 минут наглядное пособие на тему «Общие сведения о глаголе». Это может быть схема, рисунок, таблица. Словом, подумайте, как представить учебный материал, чтобы в нем все было понятно.

V. Защита проектов  (2-3 учащихся).

VI. Итог урока

Домашнее задание: параграф 80, упражнение 457.

Использованная литература:

  1. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. – М.: Материк-Альфа, 2006.