Учебник: Русский язык: Учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.
Цели:
- повторить изученное о глаголе как о части речи в 5-м классе, его употреблении и синтаксической роли;
- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок повторения.
Оборудование: карточки с проблемными заданиями; альбомные листы для создания проекта
ХОД УРОКА
I. Проблемные задания
– Какой частью речи является слово смел?
Как он смел? Как он смел!
Слова белизна, белый, белеть обозначают
цвет. На основании каких признаков они отнесены к
разным частям речи?
Перед вами «куча мала», в которую попали слова,
имеющие несколько «лиц». Одни из них то
существительные, то глаголы, вторые – то наречия,
то краткие прилагательные, третьи – то предлоги,
то наречия. Наведите порядок: рассортируйте все
слова по отдельным группам в соответствии с
указанными «ролями».
прохладно
около
жгут
стекло
интересно
пекло
напротив
И существительное, и глагол:
И наречие, и краткое прилагательное:
И предлог, и наречие:
II. Работа с текстом
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
– Прочитайте выразительно отрывок из романа
А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
– Какую интонацию вы выбрали и почему?
– Что показалось необычным в этом отрывке?
– Глаголы какого вида использованы в тексте?
Почему?
– Определите время глаголов. Какова их роль в
создании картины?
– Сколько орфограмм нашло отражение в этом
тексте? Обозначьте орфограмму гласную в
окончании глаголов.
– Используя примеры из текста, составьте рассказ
о глаголе как о части речи.
III. Работа с учебником
– Сравните ваши ответы с теоретическим
материалом учебника.
Упражнение 459.
– Составьте учебно-научный текст по таблице
«Спряжение глаголов»
– Проспрягайте данные в упражнении глаголы по
вариантам ( 2 учащихся работают самостоятельно у
доски)
IV. Игра-проект
Используя теоретический материал учебника, составьте за 10-15 минут наглядное пособие на тему «Общие сведения о глаголе». Это может быть схема, рисунок, таблица. Словом, подумайте, как представить учебный материал, чтобы в нем все было понятно.
V. Защита проектов (2-3 учащихся).
VI. Итог урока
Домашнее задание: параграф 80, упражнение 457.
Использованная литература:
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
- Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. – М.: Материк-Альфа, 2006.