Урок музыки в 3-м классе

Разделы: Музыка


Тема: Характер музыки. Цветовое решение.

Цель: познакомить учащихся с ладовым развитием.

Задачи:

  • Научить учащихся определять лад в музыкальных произведениях  и отражать его в цветовом решении;
  • Развивать музыкально-образное мышление детей, восприятие музыки, музыкальную память и слух;
  • Воспитывать у детей музыкально-эстетический вкус, умение слушать музыку и анализировать ее.

Оборудование: диск  с записью музыкальных произведений, музыкальный центр, наглядные пособия, фломастеры, альбомные листы, ножницы.

ХОД УРОКА

Этапы

Содержание

Методические указания

Оргмомент Здравствуйте, ребята! Все что вас попросили принести на урок (фломастеры, альбомные листы, ножницы) уберите на край стола. Они нам понадобятся в конце урока. А сегодня у нас с вами новая тема.  
Работа по теме урока – Для начала скажите мне, как нужно слушать музыкальное произведение? (Нужно слушать внимательно, в полной тишине). Сейчас я включу музыкальное произведение, а вы должны определить его настроение.
Звучит произведение П.И. Чайковского – Танец «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
– Какое настроение у этого музыкального произведения?
– Менялось ли оно в течение всего музыкального произведения? (Да, нет)
– Как вы услышали это в музыке? (Ответы детей)
– Ребята, вы прослушали музыкальное
произведение и определили его настроение в разных частях произведения, которое менялось вместе с музыкой. У каждого человека, животного и даже природы может меняться настроение.  А у чего мы еще можем увидеть настроение? (Ответы детей).
Так вот, у музыкальных произведений тоже есть свое настроение. Наверное, неинтересно будет слушать музыку, если она будет только бодрая или, наоборот, только грустная. И сегодня мы с вами будем говорить о характере музыки. В музыке изображать ее характер помогает лад. Может кто-то уже слышал это слово?
– Что же такое лад?
– Как вы думаете? (Ответы детей)
Это когда все ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито. Много можно привести примеров с эти корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок. А в музыке лад – это согласованность звуков между собой.
–  Какие вы знаете лады? (Ответы)
Существует два основных  лада: мажор и минор. Мажор – веселый и бодрый, минор – грустный и печальный.
– А как вы думаете, какими еще могут быть мажор и минор? (Ответы). Посмотрите на доску:

Мажор                               Минор

Праздничный                 Недовольный
Торжественный             Злой
Солнечный                     Обиженный
Улыбающийся                Жалобный
Игривый                         Тревожный

– В начале урока, когда мы слушали произведение, где был мажор, а где минор? (Ответы детей)

Подготовка к слушанию

 

Слушание музыкального произведения

 

 

 

 

 

 

Вывесить на доску характеристики мажора и минора

Физминутка – А сейчас мы с вами  немного отдохнем и выполним музыкальную физминутку (выполнение под музыку) Физминутка под  «Танец маленьких утят»
Самостоятельное определение мажора и минора – Итак, какая же окраска может быть у мажора и минора? (Ответы)
– А сейчас вы прослушаете еще несколько отрывков из музыкальных произведений и попробуйте определить, в каком отрывке мажор, а в каком минор.
– Как вы смогли определить настроение  в этих произведениях? (Ответы)
– Посмотрите, какое разнообразное настроение может быть у музыкальных произведений, и как по-разному оно может выражаться в музыке.
Лад можно определить также в цветовом решении, т.е. к настроению добавить какой-либо цвет (соотнести с каким-либо цветом).
Посмотрите на доску:

Мажор                               Минор

Яркий                                 Грустный
Веселый                              Сердитый
Радостный                        Задумчивый
Светлый                            Печальный
Бодрый                               Хмурый
Звонкий                               Мрачный

– Посмотрите, какое разнообразное настроение может быть у музыки и как оно может выражаться в цвете.

 

 

Слушание отрывков из музыкальных произведений и определение в них лада

Вывесить на доску мажор и минор в цветовом решении

Творческое задание – А сейчас вы выполните следующее задание.
У вас есть альбомный лист, фломастеры и ножницы. Вам нужно разделить лист бумаги на две части и в одной части нарисовать мажор, а в другой – минор. Для этого вы должны выбрать какую-либо фигуру (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и на фигуре изобразить  настроение мажора и минора (две одинаковые фигуры с разным изображением лица, цвета)
– Какие цвета будете использовать для мажора? Для минора? (Ответы). На это задание вам дается 15 мин .Когда нарисуете, обязательно вырежьте эту фигуру. Например, для меня мажор и минор вот такие (показ своих вариантов в цвете). Обратите внимание: цвет лада должен соответствовать его настроению, выражению лица 
 

 

Показ мажора и минора (варианты преподавателя)

Рефлексия – Посмотрите, какие интересные и разные у вас получились лады, как вы творчески подошли к выполнению этого задания! Молодцы!
– А сейчас вам нужно определить, каким для вас показался сегодняшний урок по настроению и выразить свое настроение с помощью лада. В одну часть нашей доски вы прикрепите мажор – если урок был интересный, веселый, яркий. А в другую часть – минор, если урок чем-то вам не понравился – был неинтересный, скучный. Выберите одну из фигур и прикрепите ее на доску. Давайте посмотрим, что же у нас получилось? (просмотр результатов рефлексии, выводы по ней).
 

Просмотр результатов рефлексии, выводы по ней

Подведение итогов – Что такое лад? Чем отличается мажор от минора? Что в сегодняшнем уроке вам запомнилось, понравилось?
– Молодцы, ребята! Спасибо за работу на уроке, урок окончен.
Выставление оценок за урок