Тема: Характер музыки. Цветовое решение.
Цель: познакомить учащихся с ладовым развитием.
Задачи:
- Научить учащихся определять лад в музыкальных произведениях и отражать его в цветовом решении;
- Развивать музыкально-образное мышление детей, восприятие музыки, музыкальную память и слух;
- Воспитывать у детей музыкально-эстетический вкус, умение слушать музыку и анализировать ее.
Оборудование: диск с записью музыкальных произведений, музыкальный центр, наглядные пособия, фломастеры, альбомные листы, ножницы.
ХОД УРОКА
Этапы |
Содержание |
Методические указания |
Оргмомент | Здравствуйте, ребята! Все что вас попросили принести на урок (фломастеры, альбомные листы, ножницы) уберите на край стола. Они нам понадобятся в конце урока. А сегодня у нас с вами новая тема. | |
Работа по теме урока | – Для начала скажите мне, как нужно
слушать музыкальное произведение? (Нужно слушать
внимательно, в полной тишине). Сейчас я включу
музыкальное произведение, а вы должны определить
его настроение. Звучит произведение П.И. Чайковского – Танец «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» – Какое настроение у этого музыкального произведения? – Менялось ли оно в течение всего музыкального произведения? (Да, нет) – Как вы услышали это в музыке? (Ответы детей) – Ребята, вы прослушали музыкальное произведение и определили его настроение в разных частях произведения, которое менялось вместе с музыкой. У каждого человека, животного и даже природы может меняться настроение. А у чего мы еще можем увидеть настроение? (Ответы детей). Так вот, у музыкальных произведений тоже есть свое настроение. Наверное, неинтересно будет слушать музыку, если она будет только бодрая или, наоборот, только грустная. И сегодня мы с вами будем говорить о характере музыки. В музыке изображать ее характер помогает лад. Может кто-то уже слышал это слово? – Что же такое лад? – Как вы думаете? (Ответы детей) Это когда все ладится, когда в семье лад, когда платье ладно сшито. Много можно привести примеров с эти корнем и все слова окажутся светлыми, дружелюбными. Недаром лад – это согласие, мир, стройность, порядок. А в музыке лад – это согласованность звуков между собой. – Какие вы знаете лады? (Ответы) Существует два основных лада: мажор и минор. Мажор – веселый и бодрый, минор – грустный и печальный. – А как вы думаете, какими еще могут быть мажор и минор? (Ответы). Посмотрите на доску:
– В начале урока, когда мы слушали произведение, где был мажор, а где минор? (Ответы детей) |
Подготовка к слушанию
Слушание музыкального произведения
Вывесить на доску характеристики мажора и минора |
Физминутка | – А сейчас мы с вами немного отдохнем и выполним музыкальную физминутку (выполнение под музыку) | Физминутка под «Танец маленьких утят» |
Самостоятельное определение мажора и минора | – Итак, какая же окраска может быть у
мажора и минора? (Ответы) – А сейчас вы прослушаете еще несколько отрывков из музыкальных произведений и попробуйте определить, в каком отрывке мажор, а в каком минор. – Как вы смогли определить настроение в этих произведениях? (Ответы) – Посмотрите, какое разнообразное настроение может быть у музыкальных произведений, и как по-разному оно может выражаться в музыке. Лад можно определить также в цветовом решении, т.е. к настроению добавить какой-либо цвет (соотнести с каким-либо цветом). Посмотрите на доску:
– Посмотрите, какое разнообразное настроение может быть у музыки и как оно может выражаться в цвете. |
Слушание отрывков из музыкальных произведений и определение в них лада Вывесить на доску мажор и минор в цветовом решении |
Творческое задание | – А сейчас вы выполните следующее
задание. У вас есть альбомный лист, фломастеры и ножницы. Вам нужно разделить лист бумаги на две части и в одной части нарисовать мажор, а в другой – минор. Для этого вы должны выбрать какую-либо фигуру (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и на фигуре изобразить настроение мажора и минора (две одинаковые фигуры с разным изображением лица, цвета) – Какие цвета будете использовать для мажора? Для минора? (Ответы). На это задание вам дается 15 мин .Когда нарисуете, обязательно вырежьте эту фигуру. Например, для меня мажор и минор вот такие (показ своих вариантов в цвете). Обратите внимание: цвет лада должен соответствовать его настроению, выражению лица |
Показ мажора и минора (варианты преподавателя) |
Рефлексия | – Посмотрите, какие интересные и разные
у вас получились лады, как вы творчески подошли к
выполнению этого задания! Молодцы! – А сейчас вам нужно определить, каким для вас показался сегодняшний урок по настроению и выразить свое настроение с помощью лада. В одну часть нашей доски вы прикрепите мажор – если урок был интересный, веселый, яркий. А в другую часть – минор, если урок чем-то вам не понравился – был неинтересный, скучный. Выберите одну из фигур и прикрепите ее на доску. Давайте посмотрим, что же у нас получилось? (просмотр результатов рефлексии, выводы по ней). |
Просмотр результатов рефлексии, выводы по ней |
Подведение итогов | – Что такое лад? Чем отличается мажор от
минора? Что в сегодняшнем уроке вам запомнилось,
понравилось? – Молодцы, ребята! Спасибо за работу на уроке, урок окончен. |
Выставление оценок за урок |