Цель урока: закрепить знания по теме «Количество вещества».
Задачи урока:
- Образовательные:
- продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро, молярный объем, закон Авогадро;
- закрепить навыки решения задач по данной теме.
- Развивающие:
- развитие познавательного интереса к предмету и навыков самооценки знаний.
- Воспитательные:
- развитие навыков, необходимых при решении расчетных задач, организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке.
Оборудование:весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, столовая ложка, фильтровальная бумага, чашка Петри, одноразовые стаканчики, салфетки, формулы на магнитной доске, таблицы «Весы» и «Мерный цилиндр».
Вещества: сахар-рафинад, вода, вода газированная (минеральная).
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Методы и приемы |
I. Организация начала урока | 5 мин | Стихотворная строчка, «черный ящик», стимулирование интереса, создание психологического климата урока |
II.Актуализация знаний. Постановка задач урока | 3 мин | Использование средств психолого-педагогического воздействия, планирование путей восприятия, фронтальная работа |
III. Проверка знаний ранее изученного материала | 10 мин | Самостоятельная работа. Самооценка. Определение уровня сформированности знаний и умений. |
IV. Закрепление знаний. Решение практических задач. | 12 мин | Демонстрационный эксперимент. |
V. Самостоятельное решение расчетных задач | 5 мин | Сравнение с образцом, коррекция ошибок. Формирование навыков путем упражнений |
VI. Домашнее задание | 1 мин | Выбор, обеспечивающий познавательную активность и самостоятельность учащихся. Реализация творческого потенциала учащихся. |
VII. Подведение итогов урока | 2 мин | Самооценка учебной деятельности. «Горная вершина». |
VIII. Рефлексия | 2 мин | Осмысление учебной деятельности. |
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока
Приветствие классу и предъявление черного ящика, в который спрятана тема урока. <Приложение 1> (Слайд № 1)
Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех – просто паника всех…
Ну а в химии – изволь! Есть другое слово «моль».
Прост, как небо и трава, моль любого вещества.
Но трудна его дорога: в моле так молекул много!
К доске приглашаются два ученика.
Один достает содержимое черного ящика.
Другой объясняет значение записей.
II. Актуализация знаний. Постановка задач урока
- В черном ящике: n (Что означает эта запись?)
- Что характеризует количество вещества n?
- Что является единицей измерения количества вещества?
- Что такое моль?
- Сколько же структурных единиц содержится в 1 моле?
- Через какие величины можно определить количество вещества?
- Что такое Молярная масса, как она обозначается , какие имеет единицы измерения, с чем численно совпадает?
- Что такое молярный объем?
(Слайд № 2)
Учитель: Т.о., как вы понимаете,
сегодня на уроке мы покоряем химическую
вершину по теме «Количество вещества». (На
листе ватмана нарисована горная вершина)
Наша цель: научиться самостоятельно решать
задачи по теме урока. Это - вершина нашего
урока. (Слайд № 3)
Но само собой этот умение не придет.
Как выдумаете, что поможет в решении задач? (Ответы
учащихся, совместный поиск, обобщение) (Слайд
№ 4)
- Знание понятий: моль количество вещества, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро.
- Знание формул:
- Умение выводить производные от формул.
- Умение грамотно оформить задачу.
- Умение решать задачу по образцу.
- Умение решать задачу самостоятельно.
Проверка знаний ранее изученного материала
Тестирование. <Приложение 2>
Самооценка. (Самооценка в листке учета)
Лист учета (Слайд № 5)
Класс ______________
Фамилия Имя _____________________
Задание | Кто оценивает | Баллы |
1. Тестирование (11 баллов) | Самооценка | |
2. Задача № 1. (5 баллов) | Взаимоконтроль | |
3. Задача № 2 (5 баллов) | Взаимоконтроль | |
4. Самостоятельное решение задач (5 баллов) | Учитель | |
5. Решение дополнительных задач * (5 баллов) | ||
Сумма баллов (26 баллов) | ||
Отметка за урок
|
Результаты теста (Слайд № 6)
III. Закрепление знаний
Решение практических задач. Демонстрационный эксперимент.
Задача 1. (Слайд № 7)
Какое количество вещества сахара (С12Н22О11)
содержится в кусочке рафинада?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны провести
соответствующие измерения и расчёты
Для определения n мы должны знать массу,
т.е. взвесить кусочек сахара.
Ученик взвешивает кусочек сахара.
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта №
1 образец решения, сверяют записи, корректируют
ошибки. Оценивают выполнение.
Работа с листом учета
Задача 2. (Слайд № 8)
У каждого ученика в стакане 50 г минеральной
воды. Вы можете выпить её и ответить на
вопрос:Сколько молекул этого напитка вы сейчас
проглотили?Что нужно для этого знать?
Учащиеся предлагают решение задачи
Проверка решения задачи. Достают из конверта №
2 образец решения, сверяют записи, корректируют
ошибки. Оценивают выполнение в листке учета.
IV. Самостоятельное решение расчетных задач по выбору учащихся (5 мин.)
(Слайд № 9)
Вариант 1 | Вариант 2 |
1-й уровень Найдите количество вещества сульфата алюминия Al2(SO4)3 массой 34,2 г. |
1-й уровень Найдите количество вещества карбоната кальция CaCO3 массой 25 г. |
2-й уровень Найдите объем (н.у.), число молекул для 132 г оксида углерода (IV) СО2. |
2-й уровень Найдите объем (н.у.), число молекул для 15 г NO. |
VI. Домашнее задание (Слайд № 10)
1. Реши одну из предложенных задач:
- Сколько стоит 1 моль поваренной соли (хлорида натрия NaCl), если 1кг стоит – 8 руб.?
- Каково количество углерода, содержащегося в самом крупном в мире алмазе (аллотропное видоизменение углерода C) Куллинан в 3106 карата, если 1 карат – 0,2 грамма?
2. Придумай задачу на определение массы, объема через количество вещества и реши ее.
VII. Подведение итогов урока
Покорили ли мы вершину «Количество вещества» и можно ли нам двигаться дальше. Выходя их класса, отметьте свой уровень восхождения на вершину, выбранным смайликом. (Слайд № 11)
VIII Рефлексия
– Что мы узнали сегодня нового?
– Что мы научились выполнять?
– Какие были затруднения?
– Что показалось самым интересным?
– Что удивило вас?
– Спасибо за сотрудничество!
Лист учета учащиеся сдают учителю.