Цели урока:
- закрепить полученные ранее навыки табличного сложения и вычитания в пределах 10; решение простых текстовых задач; усвоить вычислительный прием сложения чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
- развивать и совершенствовать логическое мышление, внимание, пространственное представление.
- аккуратность, самостоятельность, взаимовыручку.
Оборудование: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. Математика. Учебник для 1-го класса, мультимедиа проектор, презентация Power Point (Приложение 1), карта путешествия, раздаточный материал: карточки «Домики с числами», зеленые, желтые и красные бумажные замки для самооценки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ученики:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие. А чтобы узнать, куда мы все вместе отправимся, вам необходимо выполнить задание.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Посмотрите, внимательно на доску. Что вы видите? Приложение 1. Слайд 1
7 13 4 9 11 6 18 20 3 12 8 10 1 15 2 16 5 17 14 19
н е т _ а а к ! с
т у м В а _ т р и
м и
Ученики: Цифры от 1 до 20, к ним прикреплены буквы, но стоят они не по порядку.
Учитель: Если мы вспомним и назовём все числа от 1 до 20 по порядку, то мы и получим название того места, по которому мы и будем путешествовать. От какого числа начнём считать?
Ученики: От числа 1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
В _ с т р а н у _ м а т е
м а т и к
и !
Учитель: Так куда же мы отправляемся в путешествие?
Ученики: В страну математики.
На доске появляются иллюстрации домиков. Приложение 1. Слайд 2.
Учитель: Итак, в путь! А идем мы с вами по улице волшебных домиков. Как вы думаете, почему они волшебные?
Ученики: Потому что на этажах крышах домов живут цифры.
Учитель: Предлагаю вам заселить волшебные домики. Учащиеся записывают состав чисел первого десятка на карточках, сверяем правильность выполнения с доской.
Учитель: Молодцы! А теперь мы отправимся в парк отдыха нашей волшебной страны, в которой растут вот такие интересные деревья. На каждом дереве должно расти по 10 фруктов или ягод. Рассмотрите их внимательно и скажите, сколько фруктов или ягод нужно добавить на каждое дерево. Приложение 1. Слайды 3, 4, 5, 6, 7.
Ученики: На первом дереве не хватает 2 лимонов, на втором – 9 гроздьев винограда, на третьем – 5 яблок, на четвертом – 7 слив, на пятом – 4 груши, на шестом – 1 банана, на седьмом – 3 вишенок, на восьмом – 6 апельсинов, на девятом – 8 персиков.
3. «Открытие» нового знаний и формулирование темы урока
Учитель: А теперь мы попали в математический лес, к нам навстречу выходит… Приложение 1. Слайд 8.
Ученики: Лиса.
Учитель: Помогите Лисичке найти значения выражений. Приложение 1. Слайд 8.
3 + 4 10 + 3
7 + 3 9 + 2
Учитель: Смогли ли вы выполнить задание?
Ученики: Нет, не смогли.
Учитель: В чем затруднение? Чем последнее числовое выражение не похоже на предыдущие выражения?
Ученики: Здесь надо сложить два числа, сумма которых больше 10. Мы такие задания еще не выполняли.
Учитель: Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ученики: Будем учиться искать значение похожих сумм. Будем учиться складывать числа, сумма которых больше 10.
Учитель: А научит вас и лисичку находить значения таких выражений… Приложение 1. Слайд 9.
Ученики: Зайчик-математик.
Учитель: Для того, чтобы прибавить к девяти 2, сначала 9 дополним до 10, то есть заберём одну часть и переместим её к девяти. У нас осталась еще одна часть, и мы ее добавляем к десятку и получаем одиннадцать.
9 + 2 = 11
______________________
9 + 1 + 1 = 10 + 1 = 11
Учитель: Давайте рассмотрим способ нахождения значения выражения 2 + 9.
2 + 9 = 11
_______________________
2 + 8 + 1 = 10 + 1 = 11
Учитель: Для того, чтобы прибавить к двум девять, сначала 2 дополним до 10, то есть заберём одну часть от второго слагаемого и переместим её к первому слагаемому. У нас осталась еще одна часть, мы её добавляем к десятку и получаем одиннадцать. Расскажите, почему суммы равны?
Ученики: Потому что и в первом и во втором выражениях мы складывали одни и те же числа. От перестановки слагаемых значение суммы не меняется.
Учитель: Каким способом удобнее находить значение суммы?
Ученики: Удобнее складывать, когда первое слагаемое больше, чем второе, тогда его легче дополнить до 10.
4. Физкультминутка
Учитель: А теперь я вам предлагаю вам немного отдохнуть на лугу. Приложение 1. Слайд 10.
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками – крылышками.)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.)
– Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Машем руками – крылышками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считаем пальчиком.)
5. Первичное закрепление
Учитель: А за лугом, на котором мы с вами отдыхали, появилось озеро, которое называется «Складываем по частям». Нужно найти значения выражений на туловищах лебедей. Как мы будем считать? Приложение 1. Слайд 11.
Ученики: Заменим число 3 суммой чисел 2 и 1, потому что к 8 прибавить 2, получится 10 и потом еще добавим 1, получится 11.
8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 10 + 1 = 11
2 1
7 + 4 = 7 + 3 + 1 = 10 + 1 = 11
3 1
6 + 5 = 6 + 4 + 1 = 10 + 1 = 11
4 1
6. Тренировочные упражнения
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, наши мостики через речку сломались, сможем ли мы их починить при помощи математических знаков «>», «<», «=», чтобы перейти на другую сторону реки? Приложение 1. Слайд 12.
Ученики: Сможем. Первое слагаемое и слева, и справа одинаковые, значит будем сравнивать вторые слагаемые.
6 + 6 > 6 + 5
7 + 4 < 7 + 5
8 + 4 > 8 + 3
Учитель: Найдите значение выражения 6 + 6. Как будем считать?
Ученики: Второе слагаемое заменим на 4
и 2, потому что удобнее к 6 прибавить 4, получится 10.
Потом добавим еще 2, получится 12.
Аналогичная работа проводится в числовыми
выражениями 7 + 5, 8 + 4.
7. Повторение и обобщение изученного
Учитель: Вот мы почти добрались до волшебного замка. Что нам мешает увидеть этот замок? Приложение 1. Слайд 13.
Ученики: Высокий забор.
Учитель: Чтобы ворота открылись, вам
необходимо решить математическую задачу. Приложение 1. Слайд 14.
В Стране Математики 3 деревни, 4 посёлка и 5
городов. Сколько всего населённых пунктов в
Стране Математики? Что мы должны сделать, чтобы
решить задачу?
Ученики: Составить схему.
Учитель: Что нам известно?
Ученики: Известны части 3, 4, 5, а нам нужно найти целое.
Учитель: Как найти целое, зная части?
Ученики: Сложить части.
Учитель: Сколько различных способов можно использовать, чтобы решить данную задачу?
Ученики:
4 + 3 + 5
5 + 3 + 4
4 + 5 + 3 и т.д.
3 + 4 + 5 = 7 + 5
Учитель: Как к семи прибавить пять?
Ученики: Заменить число пять на слагаемые 3 и 2, потому что удобнее к 7 прибавить 3, получится 10. Потом добавим еще 2, получится 12. В Стране Математики 12 населённых пунктов.
Учитель: Первый ряд находит значение первого числового выражения, второй ряд – второго числового выражения, третий ряд – третьего числового выражения.
Итог урока. Самооценивание
Учитель: Молодцы. А вот и наш волшебный замок. Приложение 1. Слайд 15. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ученики: Мы научились складывать числа, значение суммы которых больше десяти.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. У вас на партах лежат домки зеленого, желтого и красного цвета. Если на уроке все задания были легкими, вы научились складывать числа, сумма которых больше десяти и вам было интересно, прикрепите на доску зеленый домик; если не все задания показались вам легкими, прикрепите желтый домик, а если вам было сложно на уроке и требуется помощь, прикрепите красный домик.
– Спасибо за урок.