Урок математики в 1-м классе. Тема "Число семь, цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- сформировать у учащихся представление о числе семь, как о последующем для числа 6;
- помочь усвоить состав числа 7, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар и числового отрезка, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке;
- научить писать цифру 7;
- развивать у учащихся мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Оборудование:

- конверт с геометрическими фигурами;
- набор цифр;
- модель числа 7;
- сосуд с водой.

Ход урока

I. Оргмомент

Начинаем урок математики.

- Ребята, чему учимся на уроках математики?

- Чем полезны эти уроки?

- Где в жизни нам необходимы математические знания и умения?

Сегодня на уроке математики мы будем знакомиться с новым числом. Будем работать самостоятельно и в парах. Нам надо быть внимательными, активными и дружными.

П. Актуализация знаний

1) Работа с числовым рядом в пределах 10.

Положите числа по порядку.

- Считаем до 10. Обратно.

- Сосчитайте от 6 до 10, от 7 до 1.

- Сколько звезд? Сосчитайте! Покажите карточку с числом 5.

- Назовите предыдущее число. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее меньше последующего?

- Сколько тучек? Сосчитайте! Покажите карточку с последующим числом для числа 7.

- Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Сколько человечков? Сосчитайте! Назовите соседей числа семь.

- Какие вопросы вы можете задать друг другу по числовому отрезку?

Молодцы. Сами задавали и отвечали на вопросы.

2) Предлагаю поработать в парах. (Достают геометрические фигуры из конверта.)

- Что это? (Геометрические фигуры.)

- Какие? Назовите. (Круги, треугольники.)

- Разбейте на группы. (Работа в парах.)

- По какому признаку разбили на группы? (По цвету.)

- Кто разбил по-другому?

- Сколько фигур? (Семь.)

Положите фигуры в конверт.

III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока

На доске:

1 2 3 4 5 6 8 9 10

1) Поставь на место число семь.

- Что вы можете сказать о числе семь?

Пока мы с вами находили место числа, Петя строил поезд из вагончиков. Откройте учебник на странице 76 и давайте посмотрим, как он это делал.

2) Задание №1 учебника на с. 76 (рабочая тетрадь №1, У 38, с. 37).

- Сколько было вагончиков? (6)

- Сколько Петя присоединил? (1)

- Сколько стало? (7)

- Как получили число 7? (6 + 1)

- Число 7 какое для 6?

О каком числе будем говорить на уроке более подробно?

Молодцы. Число7 – тема нашего урока.

- Чему будем учиться на уроке?

Цель нашего урока – познакомиться с числом, научиться писать цифру 7.

Записываем числовое выражение 6 + 1 в тетрадь.

3) Задание №2 учебника на с. 76.

- Сколько точек надо нарисовать Пете на последней карточке? Нарисуйте.

- Поставим модель числа на место. (На доске.)

- Где в жизни можно встретится с числом 7? (Сделать 7 шагов, загнуть 7 пальцев, отсчитать 7 палочек.)

- Назовите единицу времени, где спряталось число 7. (Неделя.)

- В чем спрятаны 7 цветов?

- В этом сосуде тоже есть число 7. Кто догадался? (7 стаканов воды.)

4) Прочитайте самостоятельно текст под знаком ?

5) Задание №3 учебника на с.76.

- Что общего между картинками?

- Что будем делать с числом 7? (Называть, из каких частей состоит целое.)

6) Самостоятельно прочитайте текст под знаком ?

7) Текст под знаком !

- Рассмотрите цифру 7.На что она похожа?

- Прочитайте стихи С.Я. Маршака. С чем он сравнивает семерку?

- Прочитайте, на что еще похожа семерка? (На косу.)

IV. Первичное закрепление

Мы познакомились с числом семь. Узнали, на что она похожа?

- Что будем делать дальше? (Теперь надо тренироваться в ее написании.)

V. Физкультминутка

Немного отдохнем, наберемся сил перед таким важным делом.

Представляем. Берем косу. Косим траву. Отдыхаем. Снова косим.

Работаем дальше.

1) Задание №4 (рабочая тетрадь №2, У 38, с. 37).

- Из каких элементов состоит цифра 7?

(Показ написания цифры 7 учителем на доске.)

- Обведите цифры. Напишите цифру. Сравните ее с образцом. Допишите строку до конца. Поставьте точку под той цифрой, которая тебе больше понравилась.

- Какая закономерность спрятана во второй строке?

2) Задание №5 учебника (рабочая тетрадь №3, У 38, с. 37).

Прочитайте ключевые слова.

- Какое задание предлагается выполнить?

- Еще раз проговорим равенства с ключевыми словами и запишем их.

(К 6 прибавим 1, получим следующее число 7) 6 + 1 = 7

(Из 7 отнимем 1, получим предшествующее число 6) 7 – 1 = 6

3) Задание №6 учебника, с. 77.

- Что это?

- Прочитайте. Какая требуется помощь Вове?

Ключевые слова помогут это сделать.

VI. Самостоятельная работа

- Хотите проверить, как вы усвоили состав числа 7?

- Что в этом поможет? (Самостоятельная работа.)

Задание №7 на с. 77 (рабочая тетрадь №4, У 38, с. 37).

- Прочитайте. Что будем записывать к рисункам?

- Поможем Кате.

Запишите.

Работаем по вариантам. 1-й вариант помогает Пете, 2-й - Лене. Запишите числовые равенства.

Проверим.

- Из каких частей состоит число 7?

- Что осталось непонятным?

VII. Тренировочные упражнения и задания на повторение

Задание №8 на с. 77 (рабочая тетрадь №5, У 38, с. 37).

- Что известно?

- Что неизвестно?

- Как найти неизвестное число?

Запишите.

VIII. Итог урока

- С каким числом и какой цифрой познакомились?

- Что для каждого из вас было интересным? Что запомнилось?

- Кто доволен своей работой?