Цели:
- сформировать у учащихся представление о числе семь, как о последующем для числа 6;
- помочь усвоить состав числа 7, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар и числового отрезка, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке;
- научить писать цифру 7;
- развивать у учащихся мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Оборудование:
- конверт с геометрическими фигурами;
- набор цифр;
- модель числа 7;
- сосуд с водой.
Ход урока
I. Оргмомент
Начинаем урок математики.
- Ребята, чему учимся на уроках математики?
- Чем полезны эти уроки?
- Где в жизни нам необходимы математические знания и умения?
Сегодня на уроке математики мы будем знакомиться с новым числом. Будем работать самостоятельно и в парах. Нам надо быть внимательными, активными и дружными.
П. Актуализация знаний
1) Работа с числовым рядом в пределах 10.
Положите числа по порядку.
- Считаем до 10. Обратно.
- Сосчитайте от 6 до 10, от 7 до 1.
- Сколько звезд? Сосчитайте! Покажите карточку с числом 5.
- Назовите предыдущее число. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее меньше последующего?
- Сколько тучек? Сосчитайте! Покажите карточку с последующим числом для числа 7.
- Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Сколько человечков? Сосчитайте! Назовите соседей числа семь.
- Какие вопросы вы можете задать друг другу по числовому отрезку?
Молодцы. Сами задавали и отвечали на вопросы.
2) Предлагаю поработать в парах. (Достают геометрические фигуры из конверта.)
- Что это? (Геометрические фигуры.)
- Какие? Назовите. (Круги, треугольники.)
- Разбейте на группы. (Работа в парах.)
- По какому признаку разбили на группы? (По цвету.)
- Кто разбил по-другому?
- Сколько фигур? (Семь.)
Положите фигуры в конверт.
III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока
На доске:
1 2 3 4 5 6 8 9 10
1) Поставь на место число семь.
- Что вы можете сказать о числе семь?
Пока мы с вами находили место числа, Петя строил поезд из вагончиков. Откройте учебник на странице 76 и давайте посмотрим, как он это делал.
2) Задание №1 учебника на с. 76 (рабочая тетрадь №1, У 38, с. 37).
- Сколько было вагончиков? (6)
- Сколько Петя присоединил? (1)
- Сколько стало? (7)
- Как получили число 7? (6 + 1)
- Число 7 какое для 6?
О каком числе будем говорить на уроке более подробно?
Молодцы. Число7 – тема нашего урока.
- Чему будем учиться на уроке?
Цель нашего урока – познакомиться с числом, научиться писать цифру 7.
Записываем числовое выражение 6 + 1 в тетрадь.
3) Задание №2 учебника на с. 76.
- Сколько точек надо нарисовать Пете на последней карточке? Нарисуйте.
- Поставим модель числа на место. (На доске.)
- Где в жизни можно встретится с числом 7? (Сделать 7 шагов, загнуть 7 пальцев, отсчитать 7 палочек.)
- Назовите единицу времени, где спряталось число 7. (Неделя.)
- В чем спрятаны 7 цветов?
- В этом сосуде тоже есть число 7. Кто догадался? (7 стаканов воды.)
4) Прочитайте самостоятельно текст под знаком ?
5) Задание №3 учебника на с.76.
- Что общего между картинками?
- Что будем делать с числом 7? (Называть, из каких частей состоит целое.)
6) Самостоятельно прочитайте текст под знаком ?
7) Текст под знаком !
- Рассмотрите цифру 7.На что она похожа?
- Прочитайте стихи С.Я. Маршака. С чем он сравнивает семерку?
- Прочитайте, на что еще похожа семерка? (На косу.)
IV. Первичное закрепление
Мы познакомились с числом семь. Узнали, на что она похожа?
- Что будем делать дальше? (Теперь надо тренироваться в ее написании.)
V. Физкультминутка
Немного отдохнем, наберемся сил перед таким важным делом.
Представляем. Берем косу. Косим траву. Отдыхаем. Снова косим.
Работаем дальше.
1) Задание №4 (рабочая тетрадь №2, У 38, с. 37).
- Из каких элементов состоит цифра 7?
(Показ написания цифры 7 учителем на доске.)
- Обведите цифры. Напишите цифру. Сравните ее с образцом. Допишите строку до конца. Поставьте точку под той цифрой, которая тебе больше понравилась.
- Какая закономерность спрятана во второй строке?
2) Задание №5 учебника (рабочая тетрадь №3, У 38, с. 37).
Прочитайте ключевые слова.
- Какое задание предлагается выполнить?
- Еще раз проговорим равенства с ключевыми словами и запишем их.
(К 6 прибавим 1, получим следующее число 7) 6 + 1 = 7
(Из 7 отнимем 1, получим предшествующее число 6) 7 – 1 = 6
3) Задание №6 учебника, с. 77.
- Что это?
- Прочитайте. Какая требуется помощь Вове?
Ключевые слова помогут это сделать.
VI. Самостоятельная работа
- Хотите проверить, как вы усвоили состав числа 7?
- Что в этом поможет? (Самостоятельная работа.)
Задание №7 на с. 77 (рабочая тетрадь №4, У 38, с. 37).
- Прочитайте. Что будем записывать к рисункам?
- Поможем Кате.
Запишите.
Работаем по вариантам. 1-й вариант помогает Пете, 2-й - Лене. Запишите числовые равенства.
Проверим.
- Из каких частей состоит число 7?
- Что осталось непонятным?
VII. Тренировочные упражнения и задания на повторение
Задание №8 на с. 77 (рабочая тетрадь №5, У 38, с. 37).
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Как найти неизвестное число?
Запишите.
VIII. Итог урока
- С каким числом и какой цифрой познакомились?
- Что для каждого из вас было интересным? Что запомнилось?
- Кто доволен своей работой?