Цели урока:
- Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения.
- Закреплять умение ориентироваться в тех случаях, когда буква “е” обозначает два звука, указывает на мягкость согласного звука.
- Развивать устную речь, фонематический слух, внимание, память, мышление, пополнять словарный запас.
- Прививать любовь и бережное отношение к родному краю.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
– Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро”.
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
– “Сегодня мы отправляемся в путешествие. Чтобы наше путешествие получилось удачным, нам нужно внимательно слушать учителя, всем активно работать, поддерживать друг друга.
А куда мы отправляемся, догадайтесь:
– Есть друг зеленый у ребят
И он всегда ребятам рад.
Весной он веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Полон сказок и чудес,
Этот друг – зеленый…….?
Мы с вами пойдем в наш сибирский лес. Как по-другому можно назвать наш лес? (Тайга)
II. Повторение.
Игра “Волшебный мешочек”.
В мешочке лежат буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Дети на ощупь угадывают букву и достают ее из мешка. Из букв составляют слово “лес”.
– Составьте различные предложения с этим словом.
– Из чего состоит предложение? (из слов)
Игра “Живые слова”.
Три заранее подготовленных ребенка выходят к доске.
– Из скольких слов состоит наше предложение?
Дети хором произносят каждый свое слово.
– Это предложение? Почему не предложение?
– Попытайтесь угадать слова, которые ребята произносят.
(Богатство. Наше. Лес.) Выстраивают слова в нужной последовательности и читают пословицу.
– Как вы понимаете смысл пословицы?
Игра на развитие внимания и памяти. Читаю стихотворение.
– Богатырь стоит богат. Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой.
Машеньку – орешком. Петю – сыроежкой.
Катеньку – малиной. Васю – хворостиной.
– Назови имена детей и то, чем их угощает лес.
Делается вывод: Лес кормит, поит, лечит, является домом для животных.
– Почему лес угостил Васю – хворостиной? (Вспоминаем правила поведения в лесу.)
– Чтобы лес впустил к себе в гости, нужно найти на доске и показать схему к слову – “лес”.
На доске различные схемы, дети находят подходящую схему и доказывают.
– “ Здравствуй лес – дремучий лес, полон сказок и чудес!”
Мы попали на лесную поляну. На этой полянке большой живет волшебник очень злой. Он деревце заколдовал, все листочки оборвал. Деревце скорей спасем. Ему листочки все вернем.
На доске рисунок березы, а рядом рассыпались листочки с изученными буквами. Дети берут листочек, дают характеристику звуку, группируют.
– Как отличить гласный звук от согласного?
Физ. пауза. “Ветер дует нам в лицо…….”
III. Работа над темой урока.
Давайте вспомним какую “хитрую букву” мы изучали на прошлом уроке? Поставьте цель нашего урока. Почему “Е” хитрая?
Чтение слогов с буквой по цепочке.
– Какую еще задачу выполняет буква “Е”?
– Какое деревце мы спасали? Какие еще деревья вы знаете?
Чтение слов: сосны, ели, осины. Соотнесите слово с картинкой. Какое слово лишнее, почему?
Запись на доске: сосны – сосновые
Ели – …..
Осины– ……
Прочитайте слова и продолжите.
Работа по учебнику: стр 78.
– Что вы видите на рисунке? Какое время года изображено? Какие растут деревья, опишите их.
Деревья бывают разные: (на доске запись)
Старые – новые
Высокие – …..
Толстые – ……
Физ. пауза на дыхание.
Работа с текстом. Самостоятельное жужжащее чтение.
– Зачитайте: Какие деревья растут в лесу? Сколько лет они росли? Каким называет русский лес автор?
Учитель выразительно читает весь текст, а дети следят за ним.
А теперь постарайтесь так же прочитать (читают 2–3 ученика).
IV. Закрепление.
– Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
– Если мы вырубим весь лес, что будет с нашей планетой?
– Что нужно делать людям?
Словарная работа: Лесничество. Лесник. Питомник.
– Хочу, чтобы наш урок закончился под таким девизом: “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!”
Ученик: “Ребята, нас много. Пусть каждый из вас.
Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Пусть лучше и краше сама как весна.
Становится наша родная страна.
V. Итог.
Вот и закончилось наше путешествие в лес. Поделитесь своими впечатлениями.
– Солнце прячется в тумане. Лес дремучий – до свиданья!
Защитил ты нас от зноя, напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил и гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям, мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес. Полный сказок и чудес!