Урок обучения грамоте по теме "Гласная буква Е"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения.
  2. Закреплять умение ориентироваться в тех случаях, когда буква “е” обозначает два звука, указывает на мягкость согласного звука.
  3. Развивать устную речь, фонематический слух, внимание, память, мышление, пополнять словарный запас.
  4. Прививать любовь и бережное отношение к родному краю.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

– Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро”.
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.

– “Сегодня мы отправляемся в путешествие. Чтобы наше путешествие получилось удачным, нам нужно внимательно слушать учителя, всем активно работать, поддерживать друг друга.

А куда мы отправляемся, догадайтесь:

– Есть друг зеленый у ребят
И он всегда ребятам рад.
Весной он веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Полон сказок и чудес,
Этот друг – зеленый…….?

Мы с вами пойдем в наш сибирский лес. Как по-другому можно назвать наш лес? (Тайга)

II. Повторение.

Игра “Волшебный мешочек”.

В мешочке лежат буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Дети на ощупь угадывают букву и достают ее из мешка. Из букв составляют слово “лес”.

– Составьте различные предложения с этим словом.

– Из чего состоит предложение? (из слов)

Игра “Живые слова”.

Три заранее подготовленных ребенка выходят к доске.

– Из скольких слов состоит наше предложение?

Дети хором произносят каждый свое слово.

– Это предложение? Почему не предложение?

– Попытайтесь угадать слова, которые ребята произносят.

(Богатство. Наше. Лес.) Выстраивают слова в нужной последовательности и читают пословицу.

– Как вы понимаете смысл пословицы?

Игра на развитие внимания и памяти. Читаю стихотворение.

– Богатырь стоит богат. Угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой.

Машеньку – орешком. Петю – сыроежкой.

Катеньку – малиной. Васю – хворостиной.

– Назови имена детей и то, чем их угощает лес.

Делается вывод: Лес кормит, поит, лечит, является домом для животных.

– Почему лес угостил Васю – хворостиной? (Вспоминаем правила поведения в лесу.)

– Чтобы лес впустил к себе в гости, нужно найти на доске и показать схему к слову – “лес”.

На доске различные схемы, дети находят подходящую схему и доказывают.

– “ Здравствуй лес – дремучий лес, полон сказок и чудес!”

Мы попали на лесную поляну. На этой полянке большой живет волшебник очень злой. Он деревце заколдовал, все листочки оборвал. Деревце скорей спасем. Ему листочки все вернем.

На доске рисунок березы, а рядом рассыпались листочки с изученными буквами. Дети берут листочек, дают характеристику звуку, группируют.

– Как отличить гласный звук от согласного?

Физ. пауза. “Ветер дует нам в лицо…….”

III. Работа над темой урока.

Давайте вспомним какую “хитрую букву” мы изучали на прошлом уроке? Поставьте цель нашего урока. Почему “Е” хитрая?

Чтение слогов с буквой по цепочке.

– Какую еще задачу выполняет буква “Е”?

– Какое деревце мы спасали? Какие еще деревья вы знаете?

Чтение слов: сосны, ели, осины. Соотнесите слово с картинкой. Какое слово лишнее, почему?

Запись на доске: сосны – сосновые

Ели – …..

Осины– ……

Прочитайте слова и продолжите.

Работа по учебнику: стр 78.

– Что вы видите на рисунке? Какое время года изображено? Какие растут деревья, опишите их.

Деревья бывают разные: (на доске запись)

Старые – новые
Высокие – …..
Толстые – ……

Физ. пауза на дыхание.

Работа с текстом. Самостоятельное жужжащее чтение.

– Зачитайте: Какие деревья растут в лесу? Сколько лет они росли? Каким называет русский лес автор?

Учитель выразительно читает весь текст, а дети следят за ним.

А теперь постарайтесь так же прочитать (читают 2–3 ученика).

IV. Закрепление.

– Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

– Если мы вырубим весь лес, что будет с нашей планетой?

– Что нужно делать людям?

Словарная работа: Лесничество. Лесник. Питомник.

– Хочу, чтобы наш урок закончился под таким девизом: “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!”

Ученик: “Ребята, нас много. Пусть каждый из вас.

Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Пусть лучше и краше сама как весна.
Становится наша родная страна.

V. Итог.

Вот и закончилось наше путешествие в лес. Поделитесь своими впечатлениями.

– Солнце прячется в тумане. Лес дремучий – до свиданья!

Защитил ты нас от зноя, напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил и гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям, мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес. Полный сказок и чудес!