Интегрированное занятие с элементами ТРИЗа в старшей группе "Путешествие в Лапландию"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: учить подбирать соответствующие прилагательные к заданному предмету; развивать навыки дивергентного мышления; учить изготавливать зимние веточки с помощью пенопласта; создать у детей радостное настроение ожидания Новогоднего праздника.

Предварительная работа: выучить хоровод “Русская зима”; познакомить с эмпатическим упражнением “В лесу родилась елочка”.

Ход занятия

1. – Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Ребята, посмотрите какая у меня есть интересная открытка. Это ко мне смотрит Дедушка Мороз. А к вам заглядывал Дед Мороз? А зачем он заглядывает в окна?

– Он хочет посмотреть, подготовились ли люди к Новому году… Нарядили елку или нет… Дед Мороз подарки приносит только добрым людям, вот он хочет посмотреть, добрые здесь живут люди или злые. Еще он хочет посмотреть, в порядке ли комната, убраны ли игрушки…

– А как вы узнаете, что к вам заглядывал Дед Мороз?

– На окне тогда лед… Снежные узоры…

– А я помню, когда была маленькой, ко мне тоже заглядывал Дед Мороз. Я в это время спала и его не видела, но когда я проснулась, то под подушкой нашла подарок. Я так радовалась. А хотелось бы вам тоже заглянуть в окно к Деду Морозу? А для чего?

– Интересно, что он сейчас делает.

– А где живет д.Мороз?

– В северной стране, в Лапландии.

– Но ведь в этой стране может произойти много неожиданностей, не испугаетесь? Тогда в путь! Встанем на ковер-самолет, произнесем волшебные слова “Крибли – крабли – бумс”. Крепко зажмурим глаза и перенесемся в страну Лапландию. Приготовились?

Дети произносят слова и закрывают глаза. Звучит фонограмма (ветер). В это время воспитатель переодевается в снегурочку.

– Здравствуйте, ребята. Вы к нам прилетели в гости? А кого вы ищете?

– Деда Мороза.

– Я знаю, где он живет и провожу вас к нему, только посмотрите, какие большие сугробы, а какой сильный ветер, как бы нам не потерять друг друга.

Надо нам всем обвязаться веревкой. Возьмемся крепко за руки, наши кулачки будут узелками, смотрите, чтобы они не развязались. Теперь пошли, только перешагивайте через сугробы, высоко поднимая ноги. (Дети имитируют трудную ходьбу, покачиваясь на ветру.) Посмотрите, какой замечательный дом. Какой он?

– Снежный, ледяной, хрустальный, белоснежный, дедморозный, вьюжный и т.д.

– Вот в этом доме и живет Дед Мороз. Пойдемте посмотрим, что он сейчас делает.

Дети подходят, заглядывают в окно. Д.Мороза дома не оказывается.

– Ребята, он наверное где-то в пути. Ой, смотрите, вон он идет. (Подводят детей к окну, рассматривают его. Д.Мороз проходит мимо сада.)

– Д.Мороз очень занят, он готовится к встрече с вами на Новый год, не будем ему мешать.

– А что делает Д.М.?

– Несет елку.

– А мне кажется это ветки. Так что же это все-таки – ветка или елка?

– Это ветки, потому что нет ствола… еще они перевязаны веревочкой… и здесь много внизу веточек…

– А что, на ваш, взгляд лучше: елка или ветка? Почему? (Ответы детей.)

– А из чего родилась елочка? (Из семечек, из шишки семечка упала на землю и появился росток.) Давайте мы с вами и посмотрим, как же растет елочка.

2. Эмпатическое упражнение “В лесу родилась елочка”.

“Подул ветерок, семечки из шишек вылетели, летали, летали и опустились на землю”.

(Дети-семечки легко бегают под музыку, затем приседают.)

“Пригревало солнышко, шел дождь, появился из земли росточек. Солнышко греет, росточек тянется к солнышку. Выросла елочка в лесу”.

(Дети медленно поднимаются.)

“Метель им пела песенку: “Спите, елочки, бай-бай”, Мороз снежком окутывал: “Смотрите не замерзайте””.

(Дети имитируют сон.)

“Трусишка – зайка серенький меж елочек скакал, и даже волк, сердитый волк порою пробегал”.

“Чу, снег по лесу частому под полозом скрипит, лошадка мохноногая торопится – бежит. Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок… Он хочет срубить елочку”.

(Дети-елочки прячутся от дровосека.)

– Как же тогда Новый год встречать, ведь хочется, чтобы елочка дома огоньками сверкала? (Противоречие: “Елка должна быть и елки не должно быть”). Что можно сделать? (Купить искусственную елку.)

3. Дидактическая игра “Хорошо – плохо”.

Искусственная елка – это

Хорошо: почему?

Красивая, долго может стоять.
Побрызгал духами и пахнет.
Один раз купил, каждый год
Можно ставить. Не осыпается,
В лесу елки сохраняются.

 Плохо: почему?

Дорого стоит и не пахнет смолой.

 

 

Живая елка – это

Хорошо: почему?

Красиво в доме и пахнет смолой.


 

Плохо: почему?

Осыпается, погибает, в лесу
остается мало елок. После Нового
года на улицах около подъезда
много мусора. Жалко елочку.

Посмотрите, ребята, а какое настроение у нашей елки? Почему? Когда у людей отличное настроение, они светятся, появляется блеск в глазах. А наша елка не блестит. Стоит и грустит. Надо ее развеселить. Давайте ей скажем комплименты. (Дети хвалят елку.) Нет, наша елка все равно не блестит. Что еще может развеселить елку? А давайте-ка мы поводим вокруг нашей елочки веселый хоровод.

Хоровод “Русская зима”.

Елка загорается.

– Ура!

Подведение итогов: что же все-таки лучше – живая или искусственная.

4. Ручной труд.

Ребята, посмотрите, Д.Мороз когда уходил, обронил несколько веточек. И столы здесь для чего-то стоят, наверно не просто так. Так ведь это ж мастерская Д.Мороза! Как я раньше не догадалась. Мы подберем все эти веточки, чтобы они не валялись и сделаем их красивыми, зимними, новогодними. А потом подарим нашим гостям, которые остались в детском саду и уже ждут нас с нетерпением.

Дети украшают веточки пенопластом.

– Какая получилась у нас красота! А теперь вам пора возвращаться, здесь очень холодно, вы можете замерзнуть.

Дети садятся на ковер-самолет, машут Снегурочке, говорят волшебные слова и улетают. (Снегурочка в это время переодевается в воспитателя.)

– Вот вы и дома. Понравилось ли вам путешествие? Почему? Хотелось бы вам еще раз очутиться там? Почему? Скоро, очень скоро мы увидим у нас в д/с красивую и нарядную елочку и Д.Мороз обязательно придет с подарками и волшебством. А теперь поздравим наших гостей с наступающим Новым годом и подарим им наши зимние веточки.

Дарят, поздравляют, прощаются и уходят в группу.