К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д. Б. Эльконин).
Личностная готовность ребёнка к школе
Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение — важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса(от 3-3,5 до 7 тысяч слов), развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка.
Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть «в слова», «ловить звуки», подбирать слова ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Пяти- шести летний ребенок может пересказать прочитанную сказку ,рассказать ,уловить и объяснить смысл прочитанного.
Поэтому целесообразно предлагать ребенку такие игры:
«Загадки»
Для этой игры вам потребуется: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется названный вами звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нежный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку.
Повторите эту игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы ,в названии которых спрятался нужный звук .Слова называйте поочереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.
«Найти ошибку»
Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: “Дом сторожит собаку”, “Капуста ест козу” . Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и иногда не допустит, что бы заморочили голову и поймали на чепухе.
К сожалению, довольно часто дети, которым идти скоро в школу,
«сюсюкают», картавят, неправильно произносят слова. Иногда причиной этого является «сюсюканье» взрослых, считающих, что с малышами надо разговаривать на «птичьем» языке. Даже недолгое пребывание в неблагоприятной языковой среде приводит к тому, что ребенок начинает неправильно произносить слова (велисапед, калидор, небель и т.д). В таких случаях необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение.
Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребенок правильно произносил все звуки, правильно строил предложения, умел “с выражением” прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало продолжения и конец рассказа или сказки. Здесь, конечно, важна практика.
Чему и как учить до школы?
Когда мы говорим об обучении, то, как правило, имеем в виду школьное обучение. Однако фактически обучение начинается с момента рождения и имеет целью приспособление ребенка к требованиям жизни. В конечном счете обучение - основной фактор выживания человека. По мнению специалистов, обучаемость ребенка, то есть скорость продвижения в умственном развитии, существенно выше, чем взрослого. При этом обучение дошкольника происходит главным образом в ходе его общения со взрослыми.
Я склонна считать, что весь период развития ребенка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что “ другие дети уже умеют это “, дать ему получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему- то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка.
Не рекомендуется учить детей до школы написанию письменных букв. Формирование навыка письма довольно сложный процесс, и лучше, если он будет идти под руководством учителя.
А вот выполнение специальных графических знаний может быть очень полезно.
При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
Продолжительность работы не должна превышать 3-5 мин. не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее(линии должны быть четкими, ровными, уверенными). Перед началом выполнения задания объясните ребенку их цель. Поэтому особое внимание ребенка обратите на точку начала движения(« начинаем отсюда»). Каждый элемент (от точки до точки) пишется отдельно, затем рука и пальцы расслабляются(отдыхают), потом пишется следующий элемент. Если задания не получаются, рука идет «не туда», штрихи не ровные, неуверенные, если ребенок неловок, напряженно держит ручку или карандаш(обычно в таких случаях он отказывается от работы, ищет любые причины, чтобы увильнуть от нее), не настаивайте, а тем более не ругайте, не стыдите, не грозите. Постарайтесь разобраться в причинах.
Не получается? Значит выполнять графические задания рано. Необходимо уделить больше внимания общему развитию движений руки, пальцев: лепка, скручивание толстой синтетической нити, мозаика, конструктор, раскладывание карточек из немнущегося картона.
Очень полезны и такие упражнения:
- Перебирая пальцами, покрутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок (сначала используя все пальцы, а потом по два справа и слева, меняя их).
- Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и разной конфигурации. Параллельно нужно рисовать и штриховать очень маленькие поверхности, главное - аккуратно.
В процессе тренировки движений руки, пальцев можно научить ребенка работать в определенном темпе по инструкции, но темп он должен выбирать сам и инструкцию тоже давать себе сам.
Здесь я привожу лишь некоторые варианты заданий:
- найди фигуру-образец (ребенок должен уметь сравнивать, выделять основные элементы, их сочетания, различия);
- найди фигуру-образец (основное различие образцов - разные повороты элементов или всей фигуры);
- срисуй фигуры.
Постепенно можно усложнять задание: положите две сходные карточки : на одну из них положите цветной кружок(пуговицу). Это будет тот рисунок, который нужно будет уже не скопировать, а нарисовать по памяти.
Очень хороши для зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций задания типа: «Дорисуй недостающие детали(части) фигуры».
Подготовка ребенка к письму и чтению – это сложнейший процесс, начинающийся с детских рисунков. Как писал известный психолог Л. С. Выготский, развитие письменной речи имеет свою долгую историю, начинающуюся еще задолго до того, как ребенок в школе приступит к изучению письма.
Волевая готовность к школьному обучению
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера.
У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника. Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными.
Нравственная готовность к школьному обучению
Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л. С. Выготским внутренними этическими инстанциями.
Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе - цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник!»). Все это проходит и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям
Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.
Так, например, причинами «невнимательности» на уроке могут быть: плохое самочувствие; отсутствие интереса к учебе; негативные переживания, связанные с ситуацией школьного обучения, - так называемая «школьная тревожность»; непонимание объяснений учителя из-за отсутствия некоторых базовых знаний и умений и др.
Причинами «плохого письма» могут быть: недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки; несформированность графического навыка; отсутствие интереса к графическим упражнениям.
Большое количество ошибок при выполнении заданий и в тетрадках также могут иметь различные причины: отсутствие интереса к учебе и негативное отношение к школе; непонимание у учебной задачи, поставленной педагогом; неумение контролировать свои действия и сравнивать их результаты с образцом; отсутствие навыков учебной работы и необходимых для обучения знаний; низкий уровень обучаемости.
Список литературы
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников дошкольных учреждений/ Сост. В. Н. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.- М., 1987.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1989.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: просвещение, 1981.
- Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребёнка к школе. – Тула: Арктоус, 1997.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула: Арктоус, 1997.