Урок-игра "Самый умный" по теме "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Цель: Обобщить первоначальные химические понятия, уметь делать вычисления по химическим формулам, определять относительные атомную и молекулярную массы, решать задачи с использованием понятий “ моль”, “молярная масса”, “ молярный объём”. Обобщить знания о веществе его физических и химических свойствах. Развивать умения и навыки пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева. Уметь работать самостоятельно и в коллективе, выделять главное, сравнивать делать выводы. Формировать научное мировоззрение учащихся. Повышать интерес к предмету химии.

Тип: урок обобщение/

Форма проведения: Интерактивная игра “ Самый умный”.

Подготовка к уроку начинается заранее за неделю до смотра знаний. Учащимся сообщается основные части смотра, указать, что нужно повторить по учебнику и по тетради, некоторые подобные задания предварительно рассматриваются заранее на уроках.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация игры, карточки с цифрами (1; 2; 3; 4;), периодические таблицы, листочки для черновиков, списки детей по рядам, две колбы (+) и (–), грамоты, табличка “жюри”, песочные часы на 1мин., и 5 мин.

Ход урока

I. Организационный момент (5–7 мин.)

Учащимся заранее до начала урока каждому раздаётся по периодической таблице Менделеева, карточки с цифрами (1; 2; 3; 4;) и листочки для черновиков.
Приветствие учителя на уроке. Познакомить учащихся с темой и целью урока.

Слово учителя: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский учёный М. В. Ломоносов, человек по истине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы и других науках.

В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой.

Поистине сокровищами являются те знания, которые получает каждый человек в течении всей своей жизни . И сегодня ребята у вас есть такая возможность каждому продемонстрировать свои накопленные знания по темам, которые мы успели изучить по химии.

Учащимся объясняется ход игры, правила; сообщить что каждый играет сам за себя, игра состоит из трех туров, где будут разные задания, оценивать их будут члены жюри, которых выбирают из учащихся этого класса , три человека, каждый из них следит за своим рядом и ставит баллы правильные ответы.

II. Проведение игры

– Итак мы начинаем первый тур нашей игры

(Презентация, 10 мин, см. Приложение 1)

Учащимся задаются различные вопросы и они выбирают один вариант ответа и отвечают по сигналу учителя. Всего здесь 14 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. На размышление 10 секунд.

Тур 1:

1. Выберите из перечисленных понятий физическое тело:

  1. Алюминий
  2. Графит
  3. Гвоздь
  4. Стекло

2. О каком веществе можно сказать: твердое, красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, хорошая пластичность позволяет изготавливать тонкую проволоку?

  1. Железо
  2. Алюминий
  3. Медь

3. Символ химического элемента магния:

  1. Mn
  2. Mo
  3. Mg
  4. Md

4. Что относится к физическим явлениям:

  1. Высыхание дождевых луж
  2. Образование глюкозы в зелёном растении
  3. Процесс дыхания растений
  4. Лесной пожар

5 (выдеоопыт). Какой признак химической реакции вы наблюдаете?

  1. Выпадение осадка
  2. Изменение цвета
  3. Выделение тепла и света.
  4. Выделение газа

6. О химическом элементе, а не о простом веществе азот идет речь в выражении:

  1. Азот является основной частью воздуха.
  2. Взрывчатое вещество тротил содержит азот
  3. Формула азота N2
  4. Жидкий азот иногда используют для замораживания продуктов.

7. Выберите лишнее:

  1. Ковка металла
  2. Горение свечи
  3. Обугливание лучины
  4. Пометнение известковой воды под действием углекислого газа

8. Единица измерения количества вещества:

  1. Граммы
  2. Литры
  3. Проценты
  4. Моль

9 (фото с веществом). “…красой своей гордился, твердым был, но испарился. Фиолетовый как ночь, далеко умчался прочь”. Вставьте пропущенное слово.

  1. Хлор
  2. Бром
  3. Йод
  4. Фтор

10. Найдите ошибку: Алюминий – это химический элемент...

  1. Порядковый номер 13 в п.с.х.э.
  2. Находится в III группе побочной подгруппе
  3. Расположен в третьем периоде
  4. Относится к металлам

11. Что общего между этими элементами? (Картинка с галогенами.)

  1. Они находятся в одном периоде
  2. Они расположены в одной группе
  3. Они все металлы

12. Какой элемент назвали в честь страны Аргентины?

  1. Золото
  2. Медь
  3. Железо
  4. Серебро

13. Какой признак химической реакции вы не наблюдали в видеосюжете?

  1. Выделение тепла и света
  2. Выделение газа
  3. Выпадение осадка

14. Какое физическое свойство металлов показано в сюжете.

  1. Электропроводимость
  2. Теплопроводимость
  3. Агрегатное состояние
  4. Пластичность

Упражнение для глаз: под руководством учителя учащиеся выполняют расслабляющее упражнение для снятия зрительного напряжения. (1мин.)

Тур 2

(Презентация, песочные часы.)
Участники выполняют расчетные задания и выбирают вариант ответа за каждый правильный ответ получают 1 балл.

1. Относительная молекулярная масса азотной кислоты ( HNO3) (1мин.)

  1. 98
  2. 86
  3. 44
  4. 63

2. Найти массу 33,6 литров аммиака NH3 при н.у. (5мин.)

  1. 34,5 г.
  2. 22,5 г.
  3. 44,5 г.
  4. 17,5 г.

3. Сколько молекул содержится в 11 г. Углекислого газа? (5мин.)

  1. 3 • 1023
  2. 1,5 • 1023
  3. 6 • 1023
  4. 12 • 1023

4. Найти массу 2 моль воды. (1мин.)

  1. 18 г.
  2. 32 г.
  3. 36 г.
  4. 44 г.

Тур 3

(Презентация с блиц вопросами) (5мин).

Учитель называет ребят, которые вышли в финал.
Финалисты по очереди отвечают на определенное количество вопросов каждый индивидуально вопросы за каждый правильный ответ получают 1 балл.

 Вопросы:

  1. Чему равно число Авогадро?
  2. В чём измеряется молярный объём газов?
  3. Кто открыл периодический закон?
  4. Элемент № 1?
  5. Хлор это неметалл?
  6. Содержание какого газа больше всего в воздухе?
  7. Кальций это металл?• Химия – это наука…………………?
  8. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие?
  9. Na-назовите этот химический элемент?
  10. Чему равна атомная масса кислорода?
  11. Единица измерения количества вещества?
  12. Вода это простое вещество? Что такое вещество?
  13. Назовите формулу массы, если известно количество вещества?
  14. Какая количественная величина измеряется в м3?
  15. Сколько граммов составляет один моль воды?
  16. Натрий это неметалл?
  17. Кислород это простое вещество?
  18. Элемент № 8?
  19. При обычных условиях обычная жидкость без вкуса и запаха, закипает при 100 0С, затвердевает при 0 0С?
  20. Относительная атомная масса хлора?
  21. Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простые?
  22. Элемент № 13?
  23. Молярная масса воды?
  24. В каком периоде находиться алюминий?
  25. Горение спички это физическое явление?
  26. Чего больше в периодической системе металлов или неметаллов?
  27. Что означает запись 5О2?
  28. Относительная атомная масса железа?
  29. Серная кислота это сложное вещество?
  30. Фосфор это металл
  31. Что измеряется в миллиграммах?
  32. Масса 1 моль вещества – это ?
  33. Формула объёма, если известно количество вещества?
  34. Физическое тело: медь, стекло, монета, железо?
  35. Испарение воды – это химическое явление?
  36. Что такое химический элемент?
  37. мг/ммоль – это единица измерения чего?

III. Подведение итогов игры (2 мин.)

Жюри объявляет победителя игры “ Самый умный”. Финалистам и победителю раздаются грамоты и ставиться оценка отлично в журнал за работу на уроке. Кто не вошел в финал участникам за определённое количество баллов ставится оценка хорошо в журнал. Учитель подводит итог игры.

IV. Рефлексия (3 мин.)

В конце игры участники выборочно делятся своими впечатлениями от проведённого мероприятия . Перед уходом ребята бросают заранее приготовленную фасоль в колбы с (+) или (–) в зависимости от своих впечатлений от урока. Учитель благодарит участников и жюри за работу.