Цель: Обобщить первоначальные химические понятия, уметь делать вычисления по химическим формулам, определять относительные атомную и молекулярную массы, решать задачи с использованием понятий “ моль”, “молярная масса”, “ молярный объём”. Обобщить знания о веществе его физических и химических свойствах. Развивать умения и навыки пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева. Уметь работать самостоятельно и в коллективе, выделять главное, сравнивать делать выводы. Формировать научное мировоззрение учащихся. Повышать интерес к предмету химии.
Тип: урок обобщение/
Форма проведения: Интерактивная игра “ Самый умный”.
Подготовка к уроку начинается заранее за неделю до смотра знаний. Учащимся сообщается основные части смотра, указать, что нужно повторить по учебнику и по тетради, некоторые подобные задания предварительно рассматриваются заранее на уроках.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация игры, карточки с цифрами (1; 2; 3; 4;), периодические таблицы, листочки для черновиков, списки детей по рядам, две колбы (+) и (–), грамоты, табличка “жюри”, песочные часы на 1мин., и 5 мин.
Ход урока
I. Организационный момент (5–7 мин.)
Учащимся заранее до начала урока каждому
раздаётся по периодической таблице Менделеева,
карточки с цифрами (1; 2; 3; 4;) и листочки для
черновиков.
Приветствие учителя на уроке. Познакомить
учащихся с темой и целью урока.
Слово учителя: Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихов. Их написал замечательный русский учёный М. В. Ломоносов, человек по истине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий не только в таких науках, как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы и других науках.
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает каждый человек в течении всей своей жизни . И сегодня ребята у вас есть такая возможность каждому продемонстрировать свои накопленные знания по темам, которые мы успели изучить по химии.
Учащимся объясняется ход игры, правила; сообщить что каждый играет сам за себя, игра состоит из трех туров, где будут разные задания, оценивать их будут члены жюри, которых выбирают из учащихся этого класса , три человека, каждый из них следит за своим рядом и ставит баллы правильные ответы.
II. Проведение игры
– Итак мы начинаем первый тур нашей игры
(Презентация, 10 мин, см. Приложение 1)
Учащимся задаются различные вопросы и они выбирают один вариант ответа и отвечают по сигналу учителя. Всего здесь 14 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл. На размышление 10 секунд.
Тур 1:
1. Выберите из перечисленных понятий физическое тело:
- Алюминий
- Графит
- Гвоздь
- Стекло
2. О каком веществе можно сказать: твердое, красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, хорошая пластичность позволяет изготавливать тонкую проволоку?
- Железо
- Алюминий
- Медь
3. Символ химического элемента магния:
- Mn
- Mo
- Mg
- Md
4. Что относится к физическим явлениям:
- Высыхание дождевых луж
- Образование глюкозы в зелёном растении
- Процесс дыхания растений
- Лесной пожар
5 (выдеоопыт). Какой признак химической реакции вы наблюдаете?
- Выпадение осадка
- Изменение цвета
- Выделение тепла и света.
- Выделение газа
6. О химическом элементе, а не о простом веществе азот идет речь в выражении:
- Азот является основной частью воздуха.
- Взрывчатое вещество тротил содержит азот
- Формула азота N2
- Жидкий азот иногда используют для замораживания продуктов.
7. Выберите лишнее:
- Ковка металла
- Горение свечи
- Обугливание лучины
- Пометнение известковой воды под действием углекислого газа
8. Единица измерения количества вещества:
- Граммы
- Литры
- Проценты
- Моль
9 (фото с веществом). “…красой своей гордился, твердым был, но испарился. Фиолетовый как ночь, далеко умчался прочь”. Вставьте пропущенное слово.
- Хлор
- Бром
- Йод
- Фтор
10. Найдите ошибку: Алюминий – это химический элемент...
- Порядковый номер 13 в п.с.х.э.
- Находится в III группе побочной подгруппе
- Расположен в третьем периоде
- Относится к металлам
11. Что общего между этими элементами? (Картинка с галогенами.)
- Они находятся в одном периоде
- Они расположены в одной группе
- Они все металлы
12. Какой элемент назвали в честь страны Аргентины?
- Золото
- Медь
- Железо
- Серебро
13. Какой признак химической реакции вы не наблюдали в видеосюжете?
- Выделение тепла и света
- Выделение газа
- Выпадение осадка
14. Какое физическое свойство металлов показано в сюжете.
- Электропроводимость
- Теплопроводимость
- Агрегатное состояние
- Пластичность
Упражнение для глаз: под руководством учителя учащиеся выполняют расслабляющее упражнение для снятия зрительного напряжения. (1мин.)
Тур 2
(Презентация, песочные часы.)
Участники выполняют расчетные задания и
выбирают вариант ответа за каждый правильный
ответ получают 1 балл.
1. Относительная молекулярная масса азотной кислоты ( HNO3) (1мин.)
- 98
- 86
- 44
- 63
2. Найти массу 33,6 литров аммиака NH3 при н.у. (5мин.)
- 34,5 г.
- 22,5 г.
- 44,5 г.
- 17,5 г.
3. Сколько молекул содержится в 11 г. Углекислого газа? (5мин.)
- 3 • 1023
- 1,5 • 1023
- 6 • 1023
- 12 • 1023
4. Найти массу 2 моль воды. (1мин.)
- 18 г.
- 32 г.
- 36 г.
- 44 г.
Тур 3
(Презентация с блиц вопросами) (5мин).
Учитель называет ребят, которые вышли в финал.
Финалисты по очереди отвечают на определенное
количество вопросов каждый индивидуально
вопросы за каждый правильный ответ получают 1
балл.
Вопросы:
- Чему равно число Авогадро?
- В чём измеряется молярный объём газов?
- Кто открыл периодический закон?
- Элемент № 1?
- Хлор это неметалл?
- Содержание какого газа больше всего в воздухе?
- Кальций это металл?• Химия – это наука…………………?
- Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие?
- Na-назовите этот химический элемент?
- Чему равна атомная масса кислорода?
- Единица измерения количества вещества?
- Вода это простое вещество? Что такое вещество?
- Назовите формулу массы, если известно количество вещества?
- Какая количественная величина измеряется в м3?
- Сколько граммов составляет один моль воды?
- Натрий это неметалл?
- Кислород это простое вещество?
- Элемент № 8?
- При обычных условиях обычная жидкость без вкуса и запаха, закипает при 100 0С, затвердевает при 0 0С?
- Относительная атомная масса хлора?
- Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простые?
- Элемент № 13?
- Молярная масса воды?
- В каком периоде находиться алюминий?
- Горение спички это физическое явление?
- Чего больше в периодической системе металлов или неметаллов?
- Что означает запись 5О2?
- Относительная атомная масса железа?
- Серная кислота это сложное вещество?
- Фосфор это металл
- Что измеряется в миллиграммах?
- Масса 1 моль вещества – это ?
- Формула объёма, если известно количество вещества?
- Физическое тело: медь, стекло, монета, железо?
- Испарение воды – это химическое явление?
- Что такое химический элемент?
- мг/ммоль – это единица измерения чего?
III. Подведение итогов игры (2 мин.)
Жюри объявляет победителя игры “ Самый умный”. Финалистам и победителю раздаются грамоты и ставиться оценка отлично в журнал за работу на уроке. Кто не вошел в финал участникам за определённое количество баллов ставится оценка хорошо в журнал. Учитель подводит итог игры.
IV. Рефлексия (3 мин.)
В конце игры участники выборочно делятся своими впечатлениями от проведённого мероприятия . Перед уходом ребята бросают заранее приготовленную фасоль в колбы с (+) или (–) в зависимости от своих впечатлений от урока. Учитель благодарит участников и жюри за работу.