Заповедники Кольского края

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Познакомить с заповедниками Кольского края;
  • Уточнить и закрепить знания детей о разнообразии представителей животного и растительного мира Кольского края;.
  • Познакомить с новыми видами животных и растений;
  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес, правильную речь;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, карта Мурманской области.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и задач урока

Приложение 1

3. Работа над темой урока

Учитель рассказывает: что такое заповедники и их значение, что запрещено на их территории, какие заповедники находятся на территории Кольского края.
Далее учитель предлагает изучить каждый заповедник более подробно.

Лапландский заповедник.

Учитель знакомит учащихся с историей образования и назначением Лапландского заповедника, показывает его расположение на карте.
При изучении животного и растительного мира выступают учащиеся с заранее подготовленными сообщениями.
Ученик начинает своё сообщение с загадки.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)

Лось – это самый крупный современный олень. Длина тела самца до 3 м, высота до 2 м, масса достигает 600 кг. Самки мельче. Туловище и шея у него короткие, холка высокая, в виде горба. Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая. У самцов огромные лопатообразные рога. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре и ходит без них до мая. Самки безрогие.

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Северный олень.)

Северный олень имеет длинное туловище и шею, но короткие ноги. Длина тела до 2м, высота чуть выше метра, масса достигает 200 кг. Рога очень большие, они есть как у самцов, так и у самок, этим северный олень отличается от других оленей. Ест не только траву и лишайники, но и мелких млекопитающих и птиц. У народов Севера дикий северный олень называется сокжой.

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)

Рысь имеет длину тела до 130 см и высоту – 70 см. Самцы весят до 30 кг, а самки – до 20 кг. Туловище у рысей – короткое, плотное. Лапы крупные с большим количеством шерсти, что позволяет рыси ходить по снегу не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный.

Посмотрите-ка какая – вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (Лисица.)

Лисица–это хищное млекопитающее семейства псовых. У наиболее крупной из лисиц: длина тела достигает 90 см, длина хвоста – до 60 см, а масса тела – до 10 кг.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Медведь.)

У бурого медведя тело мощное, голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными когтями до 10 см. Шерсть густая. На зиму медведь залегает в берлогу.

Быстрый маленький зверёк по деревьям скок-поскок.
Сама мала, шубка пышна, в дупле живёт, орешки грызёт. (Белка.)

Белка – это зверёк из рода грызунов семейства беличьих. Имеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет тёмно-бурый с белым брюшком, а зимой серый.

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины, обязательно плотину. (Бобры.)

Бобры – это полуводное млекопитающее отряда грызунов. Длина тела самца достигает 1м, высота – до 30см, а масса тела – до 30кг. Самки бобров гораздо крупнее. Между пальцами имеются плавательные перепонки. Коготь II пальца задних конечностей раздвоен – им бобр расчёсывает мех. Хвост похож на весло, его длина – до 30 см, ширина – 10 см. Когда бобры ныряют их ушные отверстия и ноздри смыкаются под водой, а глаза закрываются мигательными перепонками.

Кто по мшистом мокрой тропке,
словно мячик скачет ловкий. (Лягушка.)

У травяной лягушки тело достигает 10 см. Окрас темный с мраморным рисунком на брюхе. У самца голубое горло, а на первом пальце передних ног есть четыре чёрных шершавых бугра.

Учитель рассказывает о ранее неизвестных для учащихся представителях Лапландского заповедника (росомаха, лемминги, тетерев, куропатка, сапсан, наскальные грибы, калужница, лишайники).

4. Работа над пройденным материалом

Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд “Лесные растения”.

Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)

Листок колючий,
А ствол липучий. (Сосна.)

Спелою ягодкой поросли все кочки,
У ягодки нашей розовые щёчки,
У ягодки нашей тоненькая ножка,
Вот она какая барышня… (Морошка.)

Листики – с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (Брусника.)

На кусточки, под листочки,
Бусинки подвешены;
Чёрненькие бусинки,
Оказались вкусненьки. (Черника.)

5. Работа над темой урока

Кандалакшский заповедник

Учитель знакомит учащихся с историей образования и назначением Кандалакшского заповедника, показывает его расположение на карте. Так же учитель рассказывает о музее заповедника, о разнообразии водоплавающих птиц, птичьих базарах.

Один из учащихся рассказывает заранее подготовленное сообщение о гаге.

Гага – это одна из самых крупных уток; весит взрослая птица до 3 кг. Гага – чисто морская птица. Но гнездится она на земле. Все остальное время проводит в открытом море, почти не выходя на сушу. Ей не страшны ни сильный прибой, ни штормы. Кормясь на воде, гаги постоянно ныряют, используя крылья для передвижения под водой. Ныряют обычно на глубину не более 5 м, проводят под водой до 30 секунд. Летают достаточно быстро, держась низко над самыми волнами. Самец обыкновенной гаги имеет очень красивый, бросающийся в глаза пестрый наряд.

Заповедник Пасвик

Учитель знакомит учащихся с историей образования и назначением заповедника Пасвик, показывает его расположение на карте, рассказывает о заповеднике в разное время года.

6. Самостоятельная работа

Учащимся предложено закрасить красным карандашом прямоугольники с названиями животных, о которых шла речь на уроке.

павлин

олень

лось

лев

слон

лемминг

зебра

цапля

ласточка

бобры

рысь

тигр

жираф

удав

сокол

аист

попугай

страус

белка

кенгуру

соловей

гага

росомаха

зубр

7. Подведение итогов урока