Цели и задачи:
- Познакомить обучающихся с биографиями и творчеством русских советских писателей и поэтов, художественные произведения которых посвящены Великой Отечественной войне (Л.С.Соболева, Ю.Я.Яковлева, А.В.Митяева, Твардовского, Симонова, Ирины Четвертановской), а также с публицистической литературой, историческими рассказами С.Алексеева и Н.Ходзы.
- Формировать навыки и умения работы с художественной и научно-публицистической литературой; развивать логическое мышление. Содействовать развитию таких видов учебной деятельности как поиск, отбор информации.
- Способствовать развитию интереса к литературе, чтению в целом; побуждать обуючащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник; продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
- Развивать у учащихся интерес к предмету через различные методы проведения урока.
Оборудование: Компьютер, проектор, магнитофон с аудио записью, выставка книг, военные гимнастерки и пилотки для инсценировки.
Структура:
- Организационный этап
- Изучение нового материала
- Физкультминутка.
- Подведение итога урока
- Инструктаж по выполнению домашнего задания
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие обучающихся.
В качестве эпиграфа к уроку звучит аудиозапись
стихотворения в музыкальном сопровождении.
Слайд 1, см. Приложение 1.
Тревогой разорваны сны,
И снова бросаются в вечность
Ребята, как в годы войны,
Всем памятной и бесконечной.
Бросаются, чтобы кольцо
Враги никогда не сомкнули.
Запомните их имена
И все раскаленные пули.
Те пули, прервавшие жизнь
И письма, что радостью были.
Запомните, чтоб никогда
Сыны на войну не ходили.
2. Изучение нового материала
Приближается знаменательная дата – 65-летия Великой Победы. И сегодня на уроке внеклассного чтения, тема которого “Строки, опаленные войной”, мы с вами поговорим и вспомним о тех, кто приближал этот день, не жалея своих сил, кто ,не опасаясь за свою жизнь, старался наиболее подробным образом запечатлеть и рассказать о героях войны, о мирных жителях, на чьи плечи легли все тяготы войны. Перед вами выставка художественной и публицистической литературы для детей, которая предлагается вашему вниманию. И первое произведение, с которым мы с вами познакомимся – это рассказ Соболева Леонида Сергеевича “Батальон четверых” из сборника “Морская душа”. Слайд 2.
В процессе подготовки к уроку над сообщением по данному художественному произведению работала группа ребят (называются фамилии обучающихся), им предоставляется слово.
Первый обучающийся делает небольшое сообщение о биографии Л.С.Соболева.
Леонид Сергеевич Соболев родился 9 июля 1898 года в г.Иркутске. Окончил Петроградское морское училище. Участник гражданской войны 1918–1920г. В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент газеты “Правда”. Произведения Л.С.Соболева печатаются с 1926 года и многие из них переведены на иностранные языки. Леонид Сергеевич награждён 3 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями. Умер 17 февраля 1971 года.
Трое обучающихся пересказывают данное произведение по частям.
Беседа по данному рассказу. Слайд 3.
- Почему рассказ называется “Батальон четверых”?
- Из каких родов войск герои произведения?
- Почему моряки скрыли, что они не умеют прыгать с парашютом?
- Как вы думаете , что произошло в дальнейшем с раненым Леонтьевым?
Учитель зачитывает обращение Л.С.Соболева к ребятам, помещенное перед рассказом.
Следующая группа ребят расскажет нам о писателе Анатолии Васильевиче Митяеве. Слайд 4
А.В.Митяев принадлежит к тому поколению людей, которое прямо со школьной скамьи ушло в 41- м на фронт и приняло на себя всю мощь фашистского удара. Солдат, рядовой дивизиона “Катюш”, А. Митяев сражался на многих фронтах, участвовал во многих сражениях, был ранен, контужен. А после войны, когда пришло время выбирать мирный жизненный путь, он выбрал журналистику. Сначала была районная газета в Пушкино, потом – “Пионерская правда” и журнал “Мурзилка”. Анатолий Митяев не только главный редактор этого популярного журнала для младших школьников, но и талантливый детский писатель. Он написал “Книгу будущих командиров”, рассказывающую обо всех родах войск, о вооружении древних римлян и древних руссов, о знаменитых сражениях и полководцах.
Выразительное чтение рассказа “Землянка”.
Беседа по прочитанному произведению.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Сколько лет было главному герою, когда он попал на фронт?
- Почему солдатам пришлось мало отдыхать?
- У кого из вас, ребята, на войне погиб дедушка или прадедушка?
- О чем бы вы хотели поговорить с ними, если бы они были живы?
Но в настоящее время еще не придумали машину времени, которая могла бы нас переносить в разные эпохи. А ребята третьей группы познакомят нас сейчас со сказкой. А в сказках, как известно, возможно все.
Пересказ сказки Ю.Я.Яковлева “Как Сережа на войну ходил” группой обучающихся из восьми человек. И один обучающийся дает краткую информацию о биографии Ю.Яковлева. Слайды 5, 6
Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде в семье служащего. Его личная и творческая судьба характерны для множества советских людей, родившихся после революции и вступивших в самостоятельную жизнь накануне Великой Отечественной войны. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушел на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты “Тревога”. После войны поступил в Литературный институт им. Горького. Ю.Яковлев писал и стихи, и рассказы, и сказки.
Молодые ребята, ушедшие на войну, были чуть старше вас. Примерно такого возраста, как ваши старшие братья и сестры. Среди них были отчаянные и веселые парни, которые быстро становились душой какого-нибудь взвода или батальона. Давайте теперь обратимся к поэзии и послушаем одну главу из произведения А.Твардовского “Василий Теркин”, которая называется “О награде”. (Называется обучающийся, который выразительно читает отрывок наизусть) Слайды 7,.8
3. Физкультминутка
(Мальчик, прочитавший отрывок наизусть, выполняет воинские движения)
Эти молодые герои, воевавшие за Родину, были чьими-то сыновьями. Их ждали родители дома, или воевали со своими детьми на фронтах. Я познакомлю вас со следующим поэтом и его произведением “Сын артиллериста”.
Симонов Константин Михайлович родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Окончил Литературный институт им. М. Горького в 1938 году. Первые произведения стали печататься с 1934 года. До войны основной темой была тема мужества, героизма людей причастных к бурным событиям той эпохи. В годы Великой Отечественной войны Константин Михайлович был военным корреспондентом газеты “Красная звезда” и он одним из первых обратился к теме русского человека на войне. Широкую популярность в годы войны приобрела лирика Симонова. После войны Константин Михайлович опубликовал много повестей, пьес, сценариев к художественным и документальным фильмам, поем, книг, путевых очерков, статей и выступлений. Многие его произведения переведены на иностранные языки. Симонов был редактором “Литературной газеты”. Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами и медалями. Слайд 9
Выразительное чтение учителем баллады “Сын артиллериста”.
Если вы обратили внимание, то заметили, что писатели и поэты, с биографиями которых мы сегодня познакомились, были корреспондентами на войне. Основным родом деятельности военкоров (так называли военных корреспондентов) было написание статей, очерков о ходе войны, о героических поступках, совершаемых советскими людьми. Документальная информация, изложенная в газетах, журналах, очерках, мемуарах называется публицистикой. И если бы не доблесть и отвага военкоров, то многие исторические факты не дошли бы до наших дней. Слайд 10
Обзор публицистических статей в книге Сергея Алексеева “Ради жизни на земле”, Н. Ходзы “Дорога жизни”. Слайды 11, 12
Весь ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада Ленинграда, самая длительная и чудовищная в истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом – голодом. Жительница города Елена Кочина записала в своем дневнике: “Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея”. От слабости люди умирали прямо на улицах . Весной 1942 года во время таяния снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Среди блокадников были и дети. Девочка Таня Савичева тоже вела дневник, и сейчас я предлагаю вам послушать, какие записи она сделала. (Слайд 13)
Не менее трудной была война и для территорий, не захваченных фашистами. И если обратиться к документальным фактам, то и мариинцам и мариинской земле было не легко.
Выступление следующей группы обучающихся. Слайды 14,15,16.
Вечен подвиг тружеников тыла, которые у станков, в шахтах, на полях ковали меч победы. Промышленный Кузбасс был главной кузницей и главной кочегар-кой страны. В наш край в годы войны было перебазировано 79 заводов и фабрик. В область прибыло 209 тысяч эвакуированных. Люди жили здесь и работали, отдавая силы, молодость, здоровье. Именно их руками ковалась победа в тылу. С первых дней войны и мариинцы проявили высокий патриотизм и активность на хозяйственном фронте. В фонд обороны страны уже в августе 1941 года было внесено 6425 рублей. В фонд “Мариинский эшелон-фронту” было сдано множество полушубков, валенок, шерсти, теплого белья, шапок-ушанок. Депутат Верховного Совета СССР, бригадир колхозного картофелеводческого звена Анна Ефимовна Картавая дважды сопровождала на фронт этот эшелон с подарками от сибиряков для воинов. В 1943 году в разрушенный немцами Донбасс отправили 32 вагона крупного рогатого скота, лошадей, овец, свиней, 6 вагонов картофеля, 2 вагона с овощами.
Врачи и медсестры, работающие в Мариинских
эвакогоспиталях, спасли жизнь тысячам раненых,
возвратили в строй многих и многих защитников
Родины. |
В годы войны Мариинск стал тыловой базой сразу
нескольких эвакогоспиталей. В нашем городе их
было 4 – в школах 9 и 10, педучилище и на лесозаводе.
В Мариинске были созданы две военные команды –
они готовили медсестер и санитарок.
Девушки-бойцы выгружали раненых, перевозили их,
обрабатывали раны и размещали больных по
палатам. |
4. Итог урока
– С какой литературой вам пришлось работать
при подготовке к уроку?
– Произведения каких писателей вам захотелось
перечитать после сегодняшнего урока?
– Герои каких произведений произвели большее
впечатление?
– Вспомните, с чем совершенно новым вы
познакомились сегодня на уроке?
А теперь посмотрите на экран и продолжите
предложения, которыми бы вы хотели выразить свое
отношение к уроку.
Велика наша признательность всем людям,
завоевавшим победу в Великой Отечественной
войне. И как итог нашего урока прозвучит
стихотворение Ирины Четвертановской “Я не знаю
войны”. Один из обучающихся читает наизусть.
Слайд 17.
Я не знаю войны, но мой дед воевал,
Он рассказывал мне о жестоких боях.
Как на Ладоге мерзли и гибли во льдах,
Где солдат был друг другу родной, словно брат,
И таким же родным был герой Ленинград.
Разве все описать? Где отыщешь слова?
В 20лет поседела его голова.
Той беде имя жуткое дали – война,
На нее поднялась вся большая страна,
Миллионы людей в той войне полегли,
Чтобы мы на земле появиться могли,
Чтобы счастливо жили, учились, росли.
Ветераны, забудьте войну, будто сон.
И от всех поколений вам низкий поклон.
5. Домашнее задание
– Ребята, дома вам предлагается выполнить то задание, которое вы выберите для себя. Проявите творчество и фантазию.
- Нарисовать рисунки по произведениям урока.
- Написать письмо- обращение к ныне служащим солдатам.
- Сочинить стихотворение.