Тема: Карбоновые кислоты.
Учебный предмет: химия.
Информация об используемом учебнике: Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / О. С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Уровень преподавания: базовый.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: стандартный.
Место урока в учебном плане: урок актуализации и введение нового материала.
Цель урока: Актуализация и усвоение новой информации о номенклатуре и изомерии карбоновых кислот.
Задачи:
- Научиться определять принадлежность вещества к классу кислот.
- Уметь определять изомеры одноосновных карбоновых кислот.
- Научиться называть органические кислоты по международной и тривиальной номенклатуре.
Оборудование: флипчарт; таблица «функциональные производные углеводородов»; компьютеры; мультимедийный проектор; мультимедийный учебный курс «1С Образовательная коллекция. Органическая химия»; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, сайт http://school- collection/edu.ru.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Физкультминутка.
- Изучение новой темы с параллельным закреплением материала.
- Запись домашнего задания.
Этапы урока:
- мотивационно-ориентировочный;
- операционно-исполнительный;
- итогово-оценочный.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания, повторение
Урок начинается с организационного момента: приветствие, контроль посещаемости с записью в журнале, объявление темы, цели, плана и прогнозируемого результата урока.
Дежурный ученик раздает учащимся вопросы устного фронтального опроса (Приложение 1). Один учащийся на доске выполняет индивидуальное задание. (Приложение 2)
Фронтальный опрос по раздаточному материалу.
Подведение итогов качества подготовки к уроку.
Физкультминутка.
II. Изучение новой темы с параллельным закреплением материала
1. Актуализация знаний
О строении молекул:
а) «Изобразите карбонильную, гидроксильную, карбоксильную группы».
Один учащийся работает на флипчарте, класс записывает основные моменты в рабочих тетрадях.
б) «На пространственной модели внесите изменения, так, чтобы получить из этаналя этановую кислоту».
Вывод общей формулы одноосновныхкарбоновых кислот:
в) Учителем дается задание для всего класса (Приложение 3); один учащийся выполняет упражнение у доски, после чего проводится сверка выполненной работы.
2. Просмотр видеоинформации на экране: взаимное влияние атомов в молекуле кислоты (ЦОР).( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_05.swf)
3. Просмотр видеоинформации на экране: определение, гомологический ряд и классификация одноосновныхкарбоновых кислот (ЦОР). (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_02.swf)
4. Решение интерактивного теста «Номенклатура предельных одноатомных карбоновых кислот» (ЦОР) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77798a2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_03.swf Коллективное выполнение задания: «В тесте «Номенклатура предельных одноосновных карбоновых кислот» найдите ошибки в названии, объясните, в чем они заключаются и дайте верные названия изображенных кислот».
5. Объяснение материала по изомерии карбоновых кислот с закреплением материала с помощью (ЦОР) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_04.swf Коллективное выполнение задания: «Очень важно акцентировать внимание на особенностях строения карбоновых кислот, так как именно они помогают спрогнозировать и понять характерные химические свойства. По материалам теста «Изомерия предельных одноосновных карбоновых кислот» дайте названия изомерам гексановой кислоты, изобразите их и пронумеруйте атомы углерода». (Приложение 4)
6. Понятие о высших карбоновых кислотах (ЦОР). Выработка умения работы с текстовыми материалами: выбор главного, актуального, личностно востребованного.
7. Применение карбоновых кислот на примере уксусной кислоты.
III. Запись домашнего задания с комментариями по алгоритму решения
Обязательное: параграф №14 до химических свойств; упр. № 1, 2.
Творческое: презентация «Карбоновые кислоты».
Раздача и заполнение рефлексивных карточек. (Приложение 5)
В дополнение к уроку предлагается презентация. (Приложение 6)