Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание –
это будущее горе, это наши слезы,
наша вина перед другими людьми.
А.С.Макаренко
Современную ситуацию в образовании отличает то, что, с созданием новых типов и видов образовательных учреждений, обновлением содержания образования, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи.
Перемены, происходящие в нашей сегодняшней жизни, касаются не только взрослых, они напрямую затрагивают и подрастающее поколение. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируются у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т. д. Через образование студент приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе. Коллектив ФГОУ СПО “Омский автотранспортный колледж” считает, что взаимоотношения семьи и учебного заведения, в котором обучается ребенок, важны на всех этапах студенческой жизни.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, студентами и родителями. Для формирования сотрудничества между этими группами важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, студентов. Это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания, созданию комфортных условий в обучении.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать совместно, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения более высоких результатов.
Формирование сотрудничества между студентами, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же студентов, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.
Как родители, так и преподаватели желают видеть детей здоровыми и счастливыми. Многие родители готовы поддержать начинания преподавателей, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем преподаватель может получить нужный совет у родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать студента, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Омский автотранспортный колледж – это образовательное учреждение, в котором родители являются активными участниками образовательного процесса, так как коллектив колледжа считает одним из приоритетных направлений своей деятельности взаимодействие с родителями. Между педагогами колледжа и семьями студентов налажены дружеские, партнерские отношения, ведь цели, в конечном счете, у педагогов и родителей одни и те же: воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью. Взаимодействие родителей и педагогов колледжа носит системный характер и протекает в разнообразных формах, которые подвижны и меняются в зависимости от содержательной стороны контактов. Связующим звеном между семьёй и колледжем является, прежде всего, классный руководитель.
Для более эффективного решения воспитательных задач в колледже создана система классного руководства. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации “Об образовании”; Программами развития воспитания в системе СПО; Постановлениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; другими законодательными актами Российской Федерации; а также Уставом и локальными правовыми актами колледжа (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора), Концепцией воспитательной работы в колледже, утверждёнными в колледже программами и планами воспитательной работы.
Одним из основополагающих вопросов успеха учебной группы является тесное взаимодействие классного руководителя с родителями. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей – это способы организации их совместной деятельности и общения. В работе с родителями классные руководители колледжа используют разнообразные формы:
– массовые (тематические родительские собрания, конференции, диспуты, круглые столы, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные посещения театров, музеев и др.);
– групповые (родительский совет, консультация, беседа и др.);
– индивидуальные (поручения, посещение семьи, консультация, беседа, переговоры, СМС – сообщения и др.).
Целесообразно сочетание всех форм взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.
Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни учебного коллектива. Родительские собрания сближают классного руководителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания. Собрания не должны сводиться только к монологу классного руководителя, а должны принимать характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести наблюдение за поведением детей, а полученными результатами и изменениями поделиться на следующем собрании. На основе этого классный руководитель и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.
Первая встреча с родителями может многое предопределить. Поэтому первая встреча готовится особенно тщательно, продумываются все этапы, заранее проигрываются различные ситуации.
Многие родители не любят ходить на родительские собрания, так как считают, что с поступлением в колледж их дети выросли, поэтому пусть сами решают свои проблемы. Но как показал опыт: совместная работа классного руководителя с родителями не просто нужна, она необходима. Поэтому первая проблема состоит в том, что необходимо убедить родителей придти на собрание и организовать их на дальнейшее сотрудничество с классным руководителем.
На первом классном часе, на котором происходит знакомство с группой, проводится анкетирование. В анкете студенты рассказывают о себе, о своей семье, о своих привычках, увлечениях и особенностях, выделяют проблемы или опасения с чем они могут столкнуться в колледже. Обработав анкеты, разрабатывается “Программа развития воспитательной системы группы” (приложение 1). В программе представляется план работы с группой на время обучения (3года 10 мес.). Программа постоянно корректируется.
В конце сентября начинается подготовка к проведению первого родительского собрания. Всем студентам выдается оформленное приглашение родителям и прикладывается информационное письмо с просьбой написать, когда и во сколько родителям удобно подойти на родительское собрание (приблизительные даты и время указываются). На сбор информационных писем отводиться 4 – 5 дней. Из последующего общения с родителями становится понятным, что это создает первое приятное впечатление о колледже, так как родителям самим предоставили возможность определить день и время встречи. И даже если в дальнейшем выбранная дата не совпадает с заявленной, родители прекрасно понимаю, что за выбранную дату было большинство. После этого информационные письма обрабатываются, и выбирается день и время родительского собрания. Студентам выдается второе приглашение родителям, но уже с конкретным указанием времени, даты и места проведения собрания.
На первое родители приходят пораньше, для того чтобы студенты могли встретить своих родителей, провести и показать им колледж. Это делается с целью показать родителям, что их дети не были брошены в первый день, а прошли первую адаптацию и могут родителям уже сами представить свой колледж.
Первая встреча с родителями начинается с рассказа о колледже, традициях, о его победах в различных конкурсах, об участии в образовательных программах, о перспективах развития. В дальнейшем идет самопредставление классного руководителя: образование, опыт работы, достижения предыдущих учебных групп, озвучиваются цели и задачи, которые ставятся на первый год обучения. Рассказывается о мероприятиях, проводимых в колледже, в которых могут принять участие родители. Под запись родителям доводиться информация о графике учебного процесса, об экзаменах и зачетах, курсовых работах, рассказывается о требованиях, которые выдвигаются преподавателями, для успешного оценивания знаний. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, что отвечали и студенты с целью выявить проблемы которые ребята могли скрыть (болезни, дефекты, особенности, пробелы в знаниях). Это необходимо для того чтобы обратить на это внимание классному руководителю и преподавателям ведущим дисциплины.
Если в начале собрания родители в основном молчат или задают вопросы, интересующие только их детей, то к концу собрание постепенно перетекает в беседу. Обязательно выбирается родительский комитет, который будет оказывать помощь классному руководителю. На собрании сообщается телефон классного руководителя для того, чтобы родители в любой момент могли позвонить и получить ответ на любой вопрос. Обязательно в конце собрания каждый родитель высказывается о том, что он узнал нового и свои пожелания. В дальнейшем план работы классного руководителя корректируется с высказанными пожеланиями.
Так же родители отвечают на вопросы анкеты об их отношении к своим детям и о том, что по их мнению, должен дать их детям колледж. Такая анкета проводится каждый год. И в результате анализа можно увидеть, как меняется отношение родителей. Если в начале обучения они видят ребенка как подчиненного, используют авторитарный стиль, то в конце ребенок это уже равноправный член семьи, на первое место ставится взаимопонимание, честность, любовь.
Первый год учебы в среднем специальном учебном заведении для студентов это самый трудный год. Помимо того что идет становление коллектива, необходимо себя показать, перестроиться со школьной программы на программу СПО. Поэтому помощь близких людей, таких как родителей и классного руководителя им просто необходима. Благодаря мониторингу успеваемости и программе “Открытый журнал” родители каждый день с помощью СМС – сообщений узнают об успехах своих детей (какие оценки получили, на каких занятиях не присутствовали). В конце каждого месяца выставляются оценки за месяц, анализ которых позволяет предположить оценки за будущий семестр, и вырабатываются пути их исправления. Каждому родителю так же сообщаются предварительные оценки. С наиболее проблемными студентами беседа происходит вместе с родителями, во время которой выясняются причины неуспеваемости и как их можно устранить.
В течение всего учебного года каждый родитель может придти в колледж и получить ответ на интересующий его вопрос, как у классного руководителя, так и у заведующего отделением и у зам. директора по воспитательной службе, а так же у преподавателей ведущих дисциплины.
Благодаря совместной деятельности основных участников воспитательного процесса ребята быстрее адаптируются к новым условиям и начинают сами активно принимать участие в жизни колледжа.
Многие мероприятия в колледже проходят так же и при активном участии родителей. Особенно такие как: День знаний, День здоровья, День учителя, День автомобилиста, День Победы, конкурсы профессионального мастерства и знатоков автомобиля, “Мисс колледж”, выпускные вечера и т.д. Традиционно в День Матери России в колледже проводятся мероприятия, посвященные мамам, такие как: “Сердце отдаю детям”, “Загляните в мамины глаза” и другие. Эмоциональную и воспитывающую силу таких мероприятий сложно переоценить.
Средства массовой информации колледжа так же являются доступными для родителей. В газете колледжа “Автотехник” открыта рубрика для родителей “От диалога к партнёрству”. В данной рубрике родители выражают своё мнение по волнующим их вопросам. Таким образом, родители имеют возможность занять активную субъектную позицию при обсуждении актуальных и важных проблем через СМИ колледжа, а студенты всегда с большим интересом читают материалы в этой рубрике.
Последующие родительские собрания всегда начинаются с анализа деятельности, которая предшествовала родительскому собранию. Рассказывается об изменениях, происходящих в колледже, об участии ребят в мероприятиях колледжа, о результатах, которых добилась группа в учебном году, уделяется внимание родителям активно участвующим в жизни колледжа, о целях и задачах стоящих на новый учебный период. Данный рассказ очень интересен для родителей, так как каждый из них хочет услышать приятные слова о своем ребенке, погордиться его успехами, увидеть его рост не только в учебном процессе, но и как личности, гражданина. Поэтому как показывает опыт, родители стараются не опаздывать на родительские собрания.
На собраниях так же решаются проблемы, которые были у группы в течение определенного времени. Причем родители всегда хотят услышать, какие мероприятия по этим проблемам были уже проведены, и какой их результат. И только затем в результате совместной беседы вырабатываются мероприятия, которые необходимо провести. На последующих родительских собраниях родители всегда спрашивают о результатах.
На каждом родительском собрании, в форме обратной связи, родители отвечают на вопросы: Что нового они узнали? На какие вопросы они не получили ответы? На что обратить внимание при подготовке следующего родительского собрания (Приложение 2).
Итогом совместной работы является активное участие группы в конкурсе “Самая успешная группа”. Результаты подводятся каждый семестр, фотографии лучших групп помещаются на доску почета. Каждому родителю очень приятно пройти возле доски почета и увидеть фотографии своих детей. Результатом успешной совместной деятельности является то, что группа последние 2 года становится победителем или занимает призовые места в конкурсе. Причем родителям очень интересно получить ответ на вопрос: Что не хватило группе для победы. Совместно вырабатываются мероприятия, позволяющие скорректировать работу с группой.
Совершенно очевидно, что в результате взаимного сотрудничества повышается мотивация обучающихся на учебную деятельность и личностное самосовершенствование, так как какую бы сторону развития личности мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности воспитания на любом возрастном этапе играет семья, поэтому мы считаем, что интеграция усилий семьи и колледжа это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность успешного выпускника