Иванова Мария, 8 лет.AS-III группа, AD- III группа. Р.р-0, ш.р.-0.
Диагноз: двухсторонняя сенсоневральная глухота. (Слайд 1)
Тема: Звук [м]. Речевое дыхание.
Цели:
- Автоматизировать твёрдый согласный звук [м] в слогах, словах, предложении.
- Работать над развитием речевого дыхания.
- Развивать память, внимание.
- Воспитывать ответственное отношение к своим поступкам.
Оборудование: стационарная слуховая аппаратура «Соло 01», компьютер, зеркало, экран, планшет, мультимедийная презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Проверка аппаратуры. (Слайд 2)
– Надень наушники. (Я надела наушники.)
– Включи аппаратуру. (Я включила аппарат.)
– Послушай, повтори. ПА, ПАПАПА, ПАПА. (ПА, ПАПАПА, ПАПА).
II. Целевая установка.
– Будешь хорошо слушать, говорить, читать. Что будешь делать? (Я буду хорошо слушать, говорить, читать.)
III. Упражнения на развитие речевого дыхания.
а) Выработка длительного выдоха.
– Покажи, как правильно вдыхать. (Не поднимая плечи, спокойно вдыхай через нос и рот, выдыхай долго и экономно). Посмотри, как выполняю я, и сделай также. Молодец! Теперь вдохни и продолжительно подуй мне на ладонь, а я подую тебе. Молодец! Теперь расчисть небо от туч. (Слайд 3).
Ребенок дует на монитор, педагог следит за правильностью выполнения задания и кликами мышки удаляет облака, в зависимости от продолжительности выдоха.
б) Закрепление умения длительного и короткого выдоха. Игра «Задуй свечу». (Слайд 4-5)
На одну «большую свечу» ребенок дует продолжительной ровной струей воздуха, а на «несколько свечей» - короткими непродолжительными толчками. При этом педагог сладит за правильностью выполнения задания.
в) Произнесение ряда слов на одном выдохе.
– На одном выдохе назови всех девочек в вашем классе. (Оля-Лиля-Соня)
– На одном выдохе назови всех мальчиков в вашем классе. (Рома-Даниил-Илья)
IV. Автоматизация звука [м] в слогах, словах, предложении.
1. Подготовка к работе над звуком.
а) Артикуляционная гимнастика. (Слайд 6)
– Посмотри на экран. Как называются эти упражнения? («Улыбка», «Трубочка», «Рыбка».) Глядя на себя в зеркало, выполни каждое из них по 5 раз.
б) Работа с профилем. (Слайд 7)
– Какой звук? ([м])
– Как мы слышим звук [м]? (Слайд 8)
Повторяются навыки владения приёмами самоконтроля при произнесении звука [м].
2. Автоматизация звука [м] в слогах.
а) Ответы на вопросы по картинкам. (Слайд 9)
– Как говорит корова? (Му-му.)
– Как говорит коза? (Ме-ме.)
б) Автоматизация [м] в слогах. (Слайд 10)
– Прочитай слоги правильно, [м] говори долго.
(М__А М__О М__У
АМ__ ОМ__ УМ__
АМ__О УМ__А ОМ__У УМ__О
М_НУ ДМ_А КМ_А ТМ_О)
в) Запись слогов при восприятии на слух и слухозрительно. (Слайд 11)
Для работы используется компьютерный планшет.
– Запиши [ма], [тмо], [мру], [ома], [мсу]. Прочитай верно.
2. Автоматизация [м] в словах. (Слайд 12)
а) Чтение слов.
– Прочитай слова с ударением, правильно произноси все звуки. (Машина, мишка, морковь, зима, сумка, ромб, Рома).
– При помощи планшета соедини слово и картинку.
Для работы используется компьютерный планшет. Ребенок стрелками соединяет слова с соответствующими картинками.
– Проверь. Верно? (Верно.)
– Послушай, повтори.
Предъявление слов на слух и слухозрительно.
б) Работа со словами с пропущенными буквами. (Слайд 13)
– Вставь букву [м], прочитай верно. (Мама, Рома, дом, муравей.)
– Послушай, повтори.
Предъявление слов на слух и слухозрительно.
Физминутка «Передышка». (Слайд 14)
– Выполняй упражнения вместе со мной, проговаривая слоги.
3.Автоматизация [м] в словосочетаниях. Игра «Верно – неверно». (Слайд 15)
– Прочитай слитно с ударением. (Девочка Рома, маленькая сумка, мама дома, морозная зима.)
– Верно? (Неверно.)
– Как верно? (Мальчик Рома, мама на работе.) Верно.
– Послушай, повтори.
Предъявление словосочетаний на слух и слухозрительно.
4. Автоматизация [м] в предложении (Слайд 16)
а) Чтение (с дирижированием) рядов слогов с наращиванием их количества.
Сопряженное с педагогом проговаривание и дирижирование.
мамаМАма
маМАмамамаМАма
МАмаМАмамамаМАма маМАмаМАма
– Повтори сама.
– Прочитай предложение слитно по синтагмам, говори все звуки верно. Хорошо говори [м]. (Мама Роме в магазине купила мишку.)
Гимнастика для глаз. (Слайд 17–19)
V. Занимательные задания на развитие зрительной памяти, внимания. (Слайд 20-21)
1. Игра «Реши пример».
2. Игра «Где больше?»
VI. Итог занятия. (Слайд 23-24)
– Спроси у меня, как ты занималась. (Как я занималась?)
– Маша-молодец!
– Выключи аппаратуру.
– Сними наушники.
– Надень аппараты.
– До свидания!