Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.
Задачи:
- Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
- Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;
- Закрепить информацию через практические задания.
Оборудование: печатный материал
Объект: учащиеся 5-6 классов
Место: учебный кабинет
Время: 40 минут
Форма: социально-педагогическое занятие
Ход занятия
1. Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас снова видеть! Тема нашего занятия звучит следующим образом «Твои права и обязанности».
2. Вводный этап.
Педагог: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:
- уважение к говорящему;
- не смеяться над высказываниями других;
- правило поднятой руки.
Как вы их понимаете?
3. Основной этап.
Педагог: Всем известно, что человек – существо общественное, но жить в обществе и быть свободным от него нельзя! Каждый член общества – единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности, пристрастия. Но индивид живёт в обществе, состоящем из других, столь же неповторимых индивидов. Так же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране. И поэтому существуют права и обязанности, которые люди должны соблюдать. Права и обязанности существуют для того, чтобы мы успешно трудились, были защищены от произвола и насилия, чтобы мы ощущали себя гражданами страны, обладающими всеми правами и обязанностями. Они адресованы всем нам и, следовательно, чем полнее и глубже наши правовые знания, тем богаче наша правовая культура, тем больше у нас возможностей занять активную жизненную позицию.
Ребята, а что же такое права и обязанности? Права – это совокупность установленных государством правил, реализующие общественные отношения между людьми. А обязанности – это то, что должен выполнять каждый человек, независимо от своих желаний.
Ребята, как мы уже знаем, у каждого человека есть права и обязанности, которые необходимо соблюдать. А какие же? Составьте каждый краткий список прав и обязанностей, которых должен придерживаться каждый человек относительно семьи. Ребята, вот мы и составили достаточное количество прав и обязанностей, которые необходимо соблюдать.
А теперь – «Кроссворд». Я буду зачитывать вопросы, на которые надо ответить. Начнём:
- Человек имеет право не только на труд, но и на… (отдых),
- У каждого человека есть не только права, но и … (обязанности),
- Российский триколор (флаг),
- Государство, в котором мы живём (Россия),
- Столица нашего государства (Москва),
- Основной Закон нашей страны (Конституция),
- Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми (права),
- Высший законодательный орган нашей страны (Дума),
- Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму (свобода),
- Документ, подтверждающий личность гражданина (паспорт).
4. Заключительный этап.
Педагог: Ребята, а теперь давайте сделаем вывод: Что же такое права? Что такое обязанности? Как мы с вами убедились, что у каждого члена семьи есть, не только права, но и обязанности, которых он должен придерживаться. Спасибо за внимание, до свидания!