Социально-педагогическое занятие "Твои права и обязанности"

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи:

  1. Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;
  2. Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;
  3. Закрепить информацию через практические задания.

Оборудование: печатный материал

Объект: учащиеся 5-6 классов

Место: учебный кабинет

Время: 40 минут

Форма: социально-педагогическое занятие

Ход занятия

1. Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас снова видеть! Тема нашего занятия звучит следующим образом «Твои права и обязанности».

2. Вводный этап.

Педагог: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:

  • уважение к говорящему;
  • не смеяться над высказываниями других;
  • правило поднятой руки.

 Как вы их понимаете?

 3. Основной этап.

Педагог: Всем известно, что человек – существо общественное, но жить в обществе и быть свободным от него нельзя! Каждый член общества – единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности, пристрастия. Но индивид живёт в обществе, состоящем из других, столь же неповторимых индивидов. Так же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране. И поэтому существуют права и обязанности, которые люди должны соблюдать. Права и обязанности существуют для того, чтобы мы успешно трудились, были защищены от произвола и насилия, чтобы мы ощущали себя гражданами страны, обладающими всеми правами и обязанностями. Они адресованы всем нам и, следовательно, чем полнее и глубже наши правовые знания, тем богаче наша правовая культура, тем больше у нас возможностей занять активную жизненную позицию.

Ребята, а что же такое права и обязанности? Права – это совокупность установленных государством правил, реализующие общественные отношения между людьми. А обязанности – это то, что должен выполнять каждый человек, независимо от своих желаний.

Ребята, как мы уже знаем, у каждого человека есть права и обязанности, которые необходимо соблюдать. А какие же? Составьте каждый краткий список прав и обязанностей, которых должен придерживаться каждый человек относительно семьи. Ребята, вот мы и составили достаточное количество прав и обязанностей, которые необходимо соблюдать.

А теперь – «Кроссворд». Я буду зачитывать вопросы, на которые надо ответить. Начнём:

  1. Человек имеет право не только на труд, но и на… (отдых),
  2. У каждого человека есть не только права, но и … (обязанности),
  3. Российский триколор   (флаг),
  4. Государство, в котором мы живём   (Россия),
  5. Столица нашего государства   (Москва),
  6. Основной Закон нашей страны   (Конституция),
  7. Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми  (права),
  8. Высший законодательный орган нашей страны (Дума),
  9. Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму (свобода),
  10. Документ, подтверждающий личность гражданина (паспорт).

4. Заключительный этап.

Педагог: Ребята, а теперь давайте сделаем вывод: Что же такое права? Что такое обязанности? Как мы с вами убедились, что у каждого члена семьи есть, не только права, но и обязанности, которых он должен придерживаться. Спасибо за внимание, до свидания!