Цели урока:
- Подвести учащихся к пониманию роли памяти и ума в познании окружающего мира.
- Содействовать развитию органов чувств.
- Способствовать умению применять качества своего ума.
- Узнать, всегда ли органы чувств правильно показывают нам мир .
- Понять роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств.
- Научиться правильно, соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь. – «Здравствуйте!» Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.
Посмотрите-ка на нас
Вот какой хороший класс
Приготовились учиться
Ни минутки не лениться
Не стучать, не отвлекаться
А стараться и стараться!
Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (твои помощники – органы чувств)
В чем помогают нам органы чувств? (помогают нам узнавать окружающий мир)
Проверим, как хорошо работают наши органы чувств (на доску вывешивается человек без органов чувств, рисунки органов чувств, по ходу выполнения задания довершается рисунок человека)
Закройте глаза и запомните все звуки(включается аудиозапись) Какой орган чувств работал? (орган слуха – уши)
Возьмите ватку в подставке. Закройте глаза. Понюхайте. Какой орган чувств работал? (орган обоняния – нос)
Возьмите шарик в руки. Закройте глаза. Плотно сожмите в кулачок. Какой шарик? (твердый, холодный, колючий, шершавый) Какой орган помог это определить? (орган осязания – кожа)
Возьмите и положите витамину в рот. Что вы почувствовали? (сладкий вкус) Какой орган помог определить?
Работа в парах. Собрать разрезанную картинку. Проверка на доске. Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? (орган зрения – глаза)
3. Совместное открытие новых знаний.
Сегодня на уроке мы узнаем о еще двух помощниках, которые помогают определить предметы и справиться с трудными заданиями. Как вы думаете, что это за помощники? (предположения)
1) (На доске ряд геометрических фигур). Что лишнее? Что изменилось? Какая фигура может быть следующей? Что помогло нам справиться с этим заданием? (зрение, память, ум)
2) Литературная викторина. Кому принадлежат эти слова?
Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. (Колобок)
Несет меня лиса за темные леса. (Петушок)
Ребята, давайте жить дружно. (Кот Леопольд)
Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться (Айболит)
Что помогло справиться с этим заданием? (слух, память, ум)
4. Физминутка.
Продукты хранят в холодильнике, марки – в альбоме. Где вы храните ваши знания и впечатления от прошедшего праздника Осени (показать фото с праздника), на котором пробовали угощение от родителей. (В памяти)
Мы сохранили в памяти ощущения от прошедшего праздника: вкус пирожных, звуки музыки, радостное настроение и полученные знания.
Итак, мы познакомились с еще одним помощником, который помогает нам познать окружающий мир – памятью. Память хранит наши ощущения и знания.
5. Выполнение задания в тетради №2:
Вспомни свои ощущения и соедини предметы с их признаками. Проверка.
6. Наблюдение за ошибками органов чувств.
А могут ли органы чувств ошибаться? (мнение детей разделилось)
Демонстрация опыта.
Сравните предметы на картинке. (Мы видим, что цветок больше коровы)
А что мы знаем на самом деле? (Это нам кажется так, как цветок находится ближе, а корова дальше)
Какой вывод. Наши органы чувств могут ошибаться. Значит, органы чувств могут ошибаться? (да)
Предлагаю рассмотреть карандаш в стакане с водой. Каким нам кажется карандаш в стакане с водой? (сломанный) А что мы знаем на самом деле? (на самом деле, мы знаем, что он прямой)
Используя свой ум, подумайте и решите карандаш действительно такой или нам так кажется? (после ответа, вынимаю из стакана карандаш и показываю) Какой вывод можем сделать?
Вывод: Органы чувств могут ошибаться, но ум исправляет их показания, сравнивая их со своей памятью.
Работа с учебником (с.59)
Посмотрите на рисунок, на котором изображено дерево, а за ним – собачий хвост. Работаем по плану:
- Зрение показывает….
- Память подсказывает...
- Ум – подумали и поняли…
Кто прячется за деревом? (собака) Как вы догадались? (мы увидели хвост – нам помогло зрение, что такой хвост бывает у собаки – нам помогла память, мы подумали и поняли, что за деревом спряталась собака, хотя ее не видно целиком – помог ум.)
Какая же тема нашего урока? (ум и память)
7. Первичное закрепление.
(вывешивается рисунок к сказке Милна «Винни-Пух»)
Ум с памятью позволяет человеку понять то, что он не видит. Догадайтесь, кто сидит с Кроликом за столом, пользуясь планом.
Работа с тетрадью.
Работа по рисунку №3. Откуда взялся второй мяч? Используйте слова: мне кажется, однако я знаю, поэтому.
8. Творческое задание.
Нужен ли ум. Чтобы совершать добрые поступки? Послушайте древнюю китайскую историю «добро без ума»
Один император очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки их обижают. Издал тогда император указ о том, чтобы мальчишки приносили птиц во дворец живыми. За это император каждому давал по горсти риса. И вот весь дворец наполнился птицами. Рад император, что спас птиц от мальчишек. Но вскоре пришел во дворец мудрец. Увидел он птиц во дворце и сказал: «Ты, император, спасая сотню птиц, не подумал о том, что тысячи птенцов могут погибнуть у них в лесу». Что же сделать? Как спасти птенцов? Как уберечь птиц от мальчишек?
Обсудите это в группе.
9. Итог урока.
- Какие органы чувств помогали нам на сегодняшнем уроке?
- Какие новые помощники у них появились? (Память и ум)
- Какие выводы мы сделали? (Органы чувств могут ошибаться)
- Что исправляет ошибки органов чувств? (Память и ум)
- Кто поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира?