Урок по окружающему миру по теме "Петр I, царь и человек"

Разделы: Начальная школа


1. Психологический настрой на урок.

— Признайтесь,  вам давно уже хотелось заняться чем- то интересным. Тогда считайте, что вам сегодня повезло. Сегодня вам предстоит проявить все свои способности.

2. Интеллектуальная разминка.

Проведем разминку. Начнем ее с игры «Найди и угадай».

Загадайте объект — историческую личность, называя его положительные и отрицательные качества и дела. Четко их проговорите. Остальные должны угадать, о ком идет речь.

— А теперь прочитайте имена исторических деятелей и события. Соотнесите их друг с другом.

Рюрик                                                первый русский царь

Александр Невский                          Куликовская битва

Дмитрий Донской                            основание древнерусского государства

Иван Грозный                                   Ледовое побоище

Ермак                                                 покорение Сибири

— Найдите лишнюю историческую личность в данной группе. Объясните выбор.

— Что объединяет остальных государственных деятелей? (правители)

— Среди них выделите лишнюю персону. (Иван Грозный) Объясните выбор. (царь)

3. Введение в тему урока.

— Рассмотрите рисунки.

На каком, по вашему мнению, изображен русский царь?

Назовите причину, по которой вы не назвали царем человека со второго рисунка?

В чем его необычность?

На основании сказанного, сформулируйте тему нашего урока.

(«Петр 1, царь и человек».)

Что вы подумали, когда прочитали тему урока?

4. Самоконструкция.

Как бы необычно ни выглядел Петр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Сегодняшний урок будет посвящен особенностям правления и нововведениям Петра, этого необычного русского царя и человека.

Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он один из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

— На уроке вашей опорой станут рабочие листы (Приложение 1).

Прочитайте текст №1.

Что интересного узнали из него?

Прочитайте текст №2.

Закончите его последнее предложение, найдя в тексте подсказку.

— Проверим.

А теперь обратитесь к тексту №3.

— Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий.

Выскажите свое мнение.

Не бойтесь ошибиться, помните, что в классе вам всегда помогут.

Действительно, Петр с матерью вынуждены были переселиться в село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъемным мостом.

— Вы узнаете название крепости, которую построили Петру, если с помощью стрелочек найдете пару к слову «забавный».

Текст №4.

— Как называлась эта крепость?

— Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы два потешных полка- Семеновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра со всей точностью настоящих выполняли все команды своего маленького командира.

— Как вы думаете, какие полки в будущем стали настоящей и верной опорой для взрослого царя?

— Почему?

Обратитесь к тексту №5.

Прочитайте его.

Рассмотрите рисунок ботика и парусного корабля русского флота.

— Выберите, как впоследствии Петр называл этот старый ботик, если известно, что Россия при Петре стала сильной морской державой. (дедушка русского флота)

Но это будет еще не скоро.

В 1689 году Петр устраняет от власти сестру- соперницу.

Петр не сразу начал свои преобразования в государстве. Еще несколько лет у него ушло на потехи и увеселения. Вблизи Преображенского располагалась Немецкая слобода, где жили иностранцы. И поэтому все в ней было непривычно для русского человека: и язык, и обычаи , и наряды.

Учебник стр. 85.

Рассмотрите и сравните внешний вид русского боярина и дворянина, одетого в европейское платье.

В слободе проживали и механики, и военные, и врачи. Общаясь с ними, молодой царь понимал, насколько он необразован.

— Какое последствие это имело, вы узнаете, послушав разговор двух купцов.

(Мини-сценка.)

Савелий: Кузьма, я узнал намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ж ему это?

Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое.  

— Зачем Петр I отправился за границу?

А. С. Пушкин посвятил Петру I замечательные строки:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющий душой
На троне вечный был работник.

— Что в описании царя показалось необычным?

Действительно, царь владел 14 ремесленными специальностями. Среди них была одна очень интересная.

Посмотрите отрывок из фильма, определите эту специальность.

После смерти царя остался целый мешочек с выдернутыми им зубами.

— Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали большие перемены и преобразования.

— Пользуясь схемой, расскажите о переменах и преобразованиях, которые произошли сразу по возвращении Петра I из-за границы.

Схема.

Дополнить схему поможет исторический документ.

Обратимся к нему.

Подойдите к ребятам, которые готовили его чтение.

Какие нововведения следует дописать в схему?

Опираясь на предыдущую схему, достройте следующие предложения.

Текст №6.                                                                             

Петр еще не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы,

Россия все больше и больше становилась похожей на европейскую страну.

— Давайте еще раз вспомним некоторые преобразования Петра I. Нам поможет этот мешочек. Из него будут извлекать разные предметы, а вы связывайте их с какими-либо преобразованиями. (ребенка вызвать)

ножницы

календарь — (ввел в 1700 году новый календарь, нов. год начинался с 1 янв.)

картофель

кофе

газета

кольцо

кость — (приказывал собирать разные диковинки, создал первый музей)

С реформами необычного царя мы продолжим знакомиться на следующем уроке, а сейчас я предлагаю сыграть в «Черное и белое».

Белый круг — называете положительные моменты преобразований Петра I .

Черный — отрицательные.

То, что вы нашли в реформах Петра I отрицательные черты подтверждают факты. За годы его правления против царя были организованы четыре боярские заговора и произошло несколько крестьянских восстаний.

Еще раз обратимся к рабочему листу.

Ваше домашнее задание:

  1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 82-84;
  2. Ссоставьте от лица Петра I рассказ о его нововведениях в государстве. Начните свой рассказ со слов: «Я, Петр I, законный сын царя Алексея Михайловича,…»

5. Рефлексия.

Молодцы! Вы хорошо работали. Давайте подведем итоги. Понравился ли вам наш совместный урок? Чем?

Как достигнуть успеха  в освоении знаний?

Кому мы можем сказать: «Спасибо!»