Цель: закрепить знания учащихся о правописании слов с непроизносимыми согласными.
Задачи: продолжить развивать речь учащихся; развивать орфографическую зоркость; применять полученные знания на практике; развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание; воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
Загадочные звуки
Есть в русском языке.
Тихонько в слове прячутся,
Как в темном уголке!
«Грус?но, умес?но, прелес?но»…
Есть ли в них «Т» – неизвестно!
2. Актуализация знаний.
– Сегодня мы с вами подведем небольшой итог нашей работы. Нам предстоит вспомнить все, о чем говорилось на предыдущих уроках. О каком правиле корня у нас с вами шла речь?
– О правописании слов с непроизносимой согласной.
– Назовите буквы непроизносимых согласных звуков.
– Д, Т, Л, В.
– Что же нам делать,
Чтоб все стало ясно?
– Гласный поставить
За этим согласным!
– Расскажите, как будете действовать при написании слов «грус?но, умес?но, прелес?но, неизвес?но»
– Будем подбирать проверочные слова, чтобы четко слышать звук.
Грустен – грустный, место – уместный, прелестен – прелестный, неизвестен – неизвестно.
3. Минутка чистописания.
Посмотрите внимательно на записанные буквы, определите закономерность и продолжите ряд.
дтлв // длвт // двтл // втлд //
4. Словарная работа.
– Перед вами кроссворд, который предстоит заполнить, узнав слово по описанию.
- Веселое торжество, устраиваемое по какому-либо поводу.
- Способность человека отозваться на жизненные впечатления.
- Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъема и спуска.
- Приветствие при встрече.
– Запишите эти слова к себе в тетрадь и подчеркните орфограмму «непроизносимые согласные».
5. Физминутка.
– Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
– А сейчас играем в игру «не ошибись!». Я называю слово, если в этом слове пишется непроизносимый согласный – приседаете, а если не пишется – стоите.
Внимание! Грустный, ужасный, прелестный, опасный, местный, интересный, чудесный, известный, несчастный, тесный, прекрасный, гигантский, солнце, напрасный, лестница.
6. Работа по теме урока.
– Молодцы! А кто был самым внимательным? Кто услышал слово, написание которого мы можем проверить только с помощью словаря? (лестница).
Сейчас давайте представим, что мы с вами очутились во дворце Грамматики из страны Невыученных уроков. И, чтобы оказаться дома, необходимо выполнить несколько заданий одного Затейника этой страны, который очень любит гостей и не спешит с ними расставаться. Затейник предлагает вам правильно вставить буквы в слова.
1 вариант Вес.ник Грус.ный Злос.ный Мес.ность Чудес.ный Опас.ный Поз.ний |
2 вариант Гиган.ский Завис.ливый Извес.ный Радос.ный Ус.ный Интерес.ный Сер.це |
На доске и в тетрадях запись:
Т Т Т Т - - Д |
Т Т Т Т Т - Д |
Давайте себя проверим и оценим (без ошибок – «5»; 1ошибка – «4», 2 ошибки – «3»)
ВесТник ГрусТный ЗлосТный МесТность ЧудеСНый ОпаСНый ПозДний |
ГиганТский ЗависТливый ИзвесТный РадосТный УсТный ИнтереСНый СерДце |
– Кто справился с работой без ошибок?
– А у кого 1 ошибка?
– Кому придется задержаться у Затейника, кто допустил большее количество ошибок?
– Молодцы, тогда в путь! Но с Затейником не так легко проститься. Уж очень он любит ошибки в словах делать. Как только есть возможность – непременно сделает. Помогите исправить в предложениях ошибки и запишите их в тетрадь правильно, отмечая все орфограммы.
«Извесный месный повар испёк к детскому празнику чюдестный вкустный пирок. Позним вечиром радосные дети вернулись дамой.»
– Кто может сказать, на какие правила были допущены ошибки?
– Докажите, что вы справились с заданием. (Дети называют слово, в котором допущена ошибка и объясняют его написание).
7. Давайте подведем итог нашего урока.
– О чем мы говорили на уроке?
– Расскажите, что вы знаете о непроизносимых согласных.
– Молодцы!
8. Домашнее задание.
Придумать небольшой рассказ (4-5 предложений), включив в него как можно больше слов с непроизносимой согласной.
Литература:
- Ожегов. Толковый словарь русского языка.
- М.В. Сергеева «Хитрые согласные», издательство «Белый город», 2004 г.