Урок русского языка в 3-м классе по теме "Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить знания учащихся о правописании слов с непроизносимыми согласными.

Задачи: продолжить развивать речь учащихся; развивать орфографическую зоркость; применять полученные знания на практике; развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание;  воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка  готовности к уроку, настрой на работу.

Загадочные звуки
Есть в русском языке.
Тихонько в слове прячутся,
Как в темном уголке!
«Грус?но, умес?но, прелес?но»…
Есть ли в них «Т» – неизвестно!

2. Актуализация знаний.

– Сегодня  мы с вами подведем небольшой итог нашей работы. Нам предстоит вспомнить все, о чем говорилось на предыдущих уроках. О каком правиле корня у нас с вами шла речь?

– О правописании слов с непроизносимой согласной.

–  Назовите буквы непроизносимых согласных звуков.

– Д, Т, Л, В.

– Что же нам делать,
Чтоб все стало ясно?
– Гласный поставить
За этим согласным!

– Расскажите, как будете действовать при написании слов «грус?но, умес?но, прелес?но, неизвес?но»

– Будем подбирать проверочные слова, чтобы четко слышать звук.

Грустен – грустный, место – уместный, прелестен – прелестный, неизвестен – неизвестно.

3. Минутка чистописания.

Посмотрите внимательно на записанные буквы, определите закономерность и продолжите ряд.

дтлв // длвт // двтл // втлд //

4. Словарная работа.

– Перед вами кроссворд, который предстоит заполнить, узнав слово по описанию.

рис.1
  1. Веселое торжество, устраиваемое по какому-либо поводу.
  2. Способность человека отозваться на жизненные впечатления.
  3. Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъема и спуска.
  4. Приветствие при встрече.
рис.2

– Запишите эти слова к себе в тетрадь и подчеркните орфограмму «непроизносимые согласные».

5. Физминутка.

– Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

– А сейчас играем в игру «не ошибись!». Я называю слово, если в этом слове пишется непроизносимый согласный – приседаете, а если не пишется – стоите.

Внимание! Грустный, ужасный, прелестный, опасный, местный, интересный, чудесный, известный, несчастный, тесный, прекрасный, гигантский, солнце, напрасный, лестница.

6. Работа по теме урока.

– Молодцы! А кто был самым внимательным? Кто услышал слово, написание которого мы можем проверить только с помощью словаря? (лестница).

Сейчас давайте представим, что мы с вами очутились во дворце Грамматики из страны Невыученных уроков. И, чтобы оказаться дома,  необходимо выполнить несколько заданий одного Затейника этой страны, который очень любит гостей и не спешит с ними расставаться. Затейник предлагает вам правильно вставить буквы в слова.

1 вариант

Вес.ник

Грус.ный

Злос.ный

Мес.ность

Чудес.ный

Опас.ный

Поз.ний

2 вариант

Гиган.ский

Завис.ливый

Извес.ный

Радос.ный

Ус.ный

Интерес.ный

Сер.це

На доске и в тетрадях запись:

Т

Т

Т

Т

-

-

Д

Т

Т

Т

Т

Т

-

Д

Давайте себя проверим и оценим (без ошибок – «5»; 1ошибка – «4», 2 ошибки – «3»)

ВесТник

ГрусТный

ЗлосТный

МесТность

ЧудеСНый

ОпаСНый

ПозДний

ГиганТский

ЗависТливый

ИзвесТный

РадосТный

УсТный

ИнтереСНый

СерДце

– Кто справился с работой без ошибок?

– А у кого 1 ошибка?

– Кому придется задержаться у Затейника, кто допустил большее количество ошибок?

– Молодцы, тогда в путь! Но с Затейником не так легко проститься. Уж очень он любит ошибки в словах делать. Как только есть возможность – непременно сделает. Помогите исправить в предложениях ошибки и запишите их в тетрадь правильно, отмечая все орфограммы.

«Извесный месный повар испёк к детскому празнику чюдестный вкустный пирок.  Позним вечиром радосные дети вернулись дамой.»

– Кто может сказать, на какие правила были допущены ошибки?

– Докажите, что вы справились с заданием. (Дети называют слово, в котором допущена ошибка и объясняют его написание).

7. Давайте подведем итог нашего урока.

– О чем мы говорили на уроке?

– Расскажите, что вы знаете о непроизносимых согласных.

– Молодцы!

8. Домашнее задание.

Придумать небольшой рассказ (4-5 предложений), включив в него как можно больше слов с непроизносимой согласной.

Литература:

  1. Ожегов. Толковый словарь русского языка.
  2. М.В. Сергеева «Хитрые согласные», издательство «Белый город», 2004 г.