Классный час "Человек без прошлого не имеет будущего"

Разделы: Внеклассная работа


Данное внеклассное мероприятие проводится для выработки собственных взглядов, суждений, оценок и поступков у учащихся.  Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта предыдущих поколений.

Цель: исследовать и познакомиться  с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время.

Задачи:

  • Изучение литературы, знакомство с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время. 
  • Способствовать умению чувствовать, сопереживать.
  • Формировать умение слушать и слышать окружающих.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование и материалы:

Картина И. И. Пчелко « М. И. Кутузов под Бородином», энциклопедии, иллюстрации с изображением солдат русской и французской армии 1812г., музыка С. Прокофьева «Война и мир», компьютерная презентация «Человек без прошлого не имеет будущего» (Приложение 1), книги М.Ю.Лермонтова «Бородино», песочные часы, шаблоны песочных часов.

Ход классного часа

На экране высвечивается 1 слайд презентации (Приложение 1), если нет, то на доске записывается тема: «Человек без прошлого, не имеет будущего».  

Фоном звучит музыка С. Прокофьева «Война и мир».

I. Вступительная беседа.

Учитель: У меня в руках песочные часы, которые показывают время. Понятие времени можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебницы, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие  будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты.

Сегодня эти песочные часы превратятся в проводника, связывающего два времени: прошлое и будущее. Нам предстоит ответить на вопрос: « Почему человек без прошлого, не имеет будущего?»

Дети передают часы, тот к кому в руки они попали, рассуждает, высказывает свое мнение и отвечает на вопросы ровесников.

II. Обсуждение картины И. И. Пчелко М. И. Кутузов под Бородином 1 слайд, вопросы – 2 слайд.

На доску вывешивается картина, но название закрывается.

Учитель: Что странного и необычного в этой картине?

Ученики: рассуждают, все высказывания записываются на доске.

После обсуждения, учитель вместе с детьми анализирует ответы. «Странности» помогают обозначить темы для дальнейшего исследования.

Темы:

  1. Война – это…
  2. Обмундирование воинов, участвующих в войне.
  3. Жизнь и быт людей в это время.
  4. Художественные и музыкальные произведения, посвященные этому событию.
  5. Герои этого события и т. д.

Учитель: Как вы думаете, какое название может быть у этой картины? Как она может быть связана с настоящим? Почему?  (10 слайд)

Послушайте подсказку, как это событие вспоминают очевидцы:

Было мне годов восемь. Французы в ту пору пришли на русскую землю. Москва горела, и людей много побито было. Нас, ребят несмышленых, все Французом пугали, и представлялся нам француз страшным, черным, а изо рта огонь пышет.

Вот кончилась война, и французов домой погнали; сказывали, что мимо нашей деревне пленных поведут.

Пришел, раз отец в избу и говорит матушке: «Француз недалеко». У меня сердце так и упало, а поглядеть хочется. Побежала я на двор да в подворотню и гляжу; а на дворе-то холодно было, – дрожу и жду. Смотрю, идет много  народу и, видно, что не наши; тело-то в лоскутья-то какие-то завернуто; у одних башмаки есть, а другие совсем босые; в лице-то кровинки нет: худые все, белые-белые! Идут, шатаются, да все стонут: «Глибо, глибо!» – хлеба просили. А сзади солдаты с ружьями. Уж так-то мне жалко их стало, так жалко, что и сказать не могу. Побежала я в избу, схватила ковригу хлеба да на улицу. Подбежала к переднему, и страх пропал, хлеба даю. А он, как увидал, по-своему что-то лопотать стал, по голове погладил и так жалостно глядит и плачет. Думала, что отец бранить меня за хлеб станет, – нет, ничего не сказал. (В. и Э. Вахтеровы. «Мир в рассказах для детей»)

Беседа по рассказу. Способствовать умению чувствовать, сопереживать.

III. Исследование по теме

  • Ребята работают в группах (по 4-5 человек) по темам,  выявленным в ходе обсуждения.
  • Оформляют свои исследования в виде проектов.
  • Готовятся к защите своих проектов. Пользуются всевозможными источниками: энциклопедиями, книгами, фотоальбомами, Интернетом. Лучшие проекты могут быть представлены в классной картинной галерее или школьных выставках по нравственно-патриотической тематике.

IV. Защита проектов

Защита проектов проходит на фоне презентации о военно-исторических событиях 1812 года «Человек без прошлого не имеет будущего».(Приложение 1)

В ходе  исследования учащиеся  знакомятся с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью и бытом людей в это время.

Анализируют события, учатся различать добро и зло. Рассматривают важные моменты данной войны, выходят на обсуждение вопроса: «Что нужно сделать в настоящем, чтобы избежать войны?».

V. Подведение итогов

Ребятам раздаются шаблоны песочных часов, на нижней части часов учащиеся пишут, почему нужно помнить и знать свое прошлое, на верхней части пишут пожелания для следующих поколений, а на пересечении: « Что нужно сделать в настоящем, чтобы избежать войны».

Ученики: вывешивают «часы» на доску, зачитывают свои пожелания.