Основная учительская задача состоит в том, чтобы вооружить своих учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими людьми и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком. Чтобы облегчить и ускорить исполнение заветных профессиональных желаний, необходимо использовать в своей педагогической деятельности различные игровые приёмы и методы. Всегда можно найти на уроке время и место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать.
Игра – это не просто активная форма деятельности. Использование игровых приёмов на уроке не только способствует повышению уровня мотивации учения и росту интереса к предмету и обсуждаемой теме, но пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые детьми и друг перед другом и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности.
Любую задачу (обсудить, прочитать, сосчитать, определить, обнаружить взаимосвязь, выявить закономерность и т. д.) лучше осуществлять в атмосфере взаимного понимания, договорённости о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих, учитывать и ценить мнение каждого. Во всяком живом взаимодействии в большей степени проявляются все положительные ценности, имеющиеся у его участников. При осуществлении полноценного сотрудничества все в равной мере стремятся на творчество, диалог, рефлексию.
Игровая ситуация может обеспечить условия для реализации этих трёх ценностей вместе. При системном подходе взаимодействие и сотрудничество участников образовательного процесса становится его неотъемлемой чертой.
Игра может способствовать не только развитию познавательной сферы ребёнка, но и его эмоциональной сферы. Сегодня многие психологи утверждают, что успешность человека на 20% обусловлена его когнитивным интеллектом (IQ) и на 80% – эмоциональным интеллектом. Возможно, что, вовлекая ребёнка в игровую деятельность сегодня, мы способствуем его успешности в будущем.
В настоящее время почти все общеобразовательные учреждения пытаются реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, составляющими которого является деятельностный и культурологический подход. Одним из элементов общепредметного содержания образования являются ключевые образовательные компетенции, в число которых входят ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и социально-трудовая компетенции. Игра в полной мере способствует повышению уровня данных компетенций. В игре ребёнок быстрее овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, овладением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В ходе игры ребёнок может овладеть навыками целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самоорганизации (умение организовывать свою деятельность) и самооценки учебно-познавательной деятельности.
Ребёнок, имеющий опыт сотрудничества, обнаруживает творческое, диалогическое, рефлексивное отношение вновь и вновь. Обучая детей работе в сотрудничестве, педагог способствует снижению числа конфликтных ситуаций, возникающих вследствие неумения детей общаться.
Одной из настольных книг для меня служит брошюра издательства «Первое сентября» В. М. Букатова и А. П. Ершовой «Я иду на урок», в которой собраны игровые приёмы обучения. Многие методические описания были мной апробированы и адаптированы при проведении учебных занятий (Приложение 1). Во время уроков использую игры-задания, при выполнении которых выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом. «Каждый в своё время, каждый на своём месте, каждый после кого-то и перед кем-то – эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом».
Игровые разминки создают атмосферу азартности, так как игра становится доступной для каждого. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Эти упражнения могут стать «мостками» между различными видами деятельности, настроить на начало работы, снять ситуацию затянувшегося ожидания.
Многие упражнения способствуют творческому самоутверждению школьника, их выполнение подразумевает художественно-исполнительский результат.
Опираясь на свои профессиональные знания о возрастных закономерностях психического и физического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, организации учебно-воспитательного процесса, педагог способен обеспечить индивидуальный подход к ребёнку, определить его способности и помочь им развиться, выявить причины отклонений и пути профилактики.
Наряду с играми, способствующими более плодотворной организации учебного процесса, отдельное место занимают приёмы, позволяющие способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Такие приёмы не только способствуют повышению эффективности учебно-воспитательной работы, но и формированию осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а также формированию социально активной личности. Доказано, что около 80% заболеваний провоцируют психологические факторы. Психологический комфорт – залог здорового общества в будущем. Необходимо уже сегодня научить школьников противостоять стрессам, избегать конфликтов.
Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что при умелом подходе к организации учебного процесса, можно через применение игровых методик решать самые важные задачи обучения:
- повысить эффективность учебных занятий;
- проводить диагностическую, профилактическую и коррекционную работу по стабилизации психологического состояния индивидуума и коллектива в целом;
- осуществлять обучение детей с использованием здоровье сберегающих приёмов.
Конечно, одни игровые методики не решат этих задач в полном объёме, но исключать их положительный результат не стоит. Ведь всегда найдётся игровая ситуация, соответствующая данному возрасту детей, изучаемому материалу, используемой форме работы и методическим приёмам. Решать вопрос об её применении должен сам учитель.