Урок-митинг "Хотелось бы всех поименно назвать…"

Разделы: Литература


Цели:

  • развивать интеллект учащихся;
  • развивать познавательный интерес к судьбам репрессированных писателей и к изучению их творчества;
  • воспитывать чувство долга памяти о страшных годах террора в нашей стране.

Оформление: портреты репрессированных или гонимых поэтов и писателей; плакат с изображением зарешеченных окон; восковые свечи.

Музыкальное оформление: Моцарт «Реквием», музыка Л.В.Бетховена, песни в  исполнении В.Высоцкого.

Презентация: см. Приложение 1.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Тихо звучит  музыка Бетховена.

В 1931 году появилась пьеса А.Афиногенова «Страх». Ее название отражало то чувство, которое было общим для миллиона советских людей. Один из персонажей пьесы, профессор Бородин, так говорил о жизни общества: «80% живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьяне – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого страха».                             

Период репрессий для нашего государства – особая трагедия. За годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек (точное количество пострадавших до сих пор не установлено). Репрессиям и гонениям подвергались представители всех слоев населения: крестьянство, духовенство, интеллигенция…      

Слайды  1, 2

Однако было противостояние режиму, и было оно в духовной сфере. 

Почему именно в духовной?  Да потому, что  сила слова – великая сила, и если это слово было произнесено поэтом или писателем, чьи произведения выходят за рамки ходульно-пропагандистских сюжетов, то оно способно противостоять, и не только режиму.                                                                           

Существовала «антирепрессивная» художественная литература: повесть «Софья Петровна», написанная Л.Чуковской, запрещенные стихи – «ворованный воздух», по выражению О.Мандельштама, «Reqiem» Анны Ахматовой…

Первый учащийся (зажигая  свечу):

Чисты их имена
И горе голос лир,
И дух высок, и словно осиянно…
На вечны времена:
Владимир, Велимир,
Марина и Борис,
И Александр, и Анна. (Е. Благинина)

Слайд  3

В 1934 году в состав Союза писателей входило более 2500 человек…репрессировано 2000! Почему? За что?

Второй учащийся (зажигая вторую свечу):

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты… (И. Тальков)

Вспомните судьбу Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кюхельбекера…

Дуэли, смерть от разъяренной толпы, казнь…

Третий учащийся:

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Может быть такой же жребий выну,
Горькая детоубийца – Русь!
И на дне твоих подвалов сгину
Иль в кровавой луже поскользнусь,
Но твоей голгофы не покину,
От твоих могил не отрекусь.

Поэт серебряного века Максимилиан Волошин посвятил эти строки памяти А.Блока и Н.Гумилева. А знаете ли вы в чем обвинили Гумилева?

Он не донес органам власти, что ему предлагали вступить в ряды заговорщиков. Поэт отказался от предложения, но доносить не пошел, мешало понятие чести.

Четвертый учащийся: Что такое честь?

Третий учащийся: По определению в толковом словаре Даля –это « внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, благородство, души и чистая совесть»…

Второй учащийся: Поэтому и отправляли на Лубянку тех, кто стремился сохранить в чистоте свою совесть.

Слайд  4                                                                                                                        

(Далее идет перекличка, первый учащийся называет фамилии, второй учащийся – даты гибели и репрессии поэтов, после каждой фамилии зажигается свеча)

Слайд 5 (Музыкальное сопровождение)

Первый учащийся:

Алексей Ганин

Сергей Есенин

Николай Клюев

Сергей Клычков

Павел Васильев

Осип Мандельштам

Марина Цветаева

Анна Ахматова

Анна Баркова, Петр Василенко, Юрий Домбровский, Варлам Шаламов, Александр Солженицын

Второй учащийся:

– расстрелян в 1925 году;

– трагически погиб в 1925 году;

– арестован в 1934, расстрелян в 1937;

– расстрелян в 1937 году;

– расстрелян в 1938 году;

– незаконно репрессирован;

– репрессированы муж и дочь, покончила жизнь самоубийством;

– репрессирован сын, расстрелян муж;

– отбывали заключение по необоснованным обвинениям…

Третий учащийся:     

Этих убили, а этих ославили
Кто ж наши Каины,
Кто ж наши Авели?
Даже могил никаких не оставили,
Горько в родимой земле им лежать.
Нашим убитым,
Нашим замученным
Мы даже памятник не поставили… (Ю. Левитанский)

Учитель: Наша встреча, наш митинг пусть будут своеобразным памятником всем репрессированным поэтам и писателям.

Но были ли непогрешимы те, кто вершил суд?

Зиновьев приказал всем бывшим офицерам царской армии зарегистрироваться якобы для получения хлебных карточек… Все зарегистрированные были расстреляны.

М.Фрунзе обращается к белогвардейцам с просьбой не уходить с Врангелем. Десятки офицеров остались. Их бросили в море.

Умер Александр Блок за день до получения разрешения выехать за границу  на лечение.

Сестру Сергея Есенина «как социально опасный элемент – лишить права проживания в 15-ти пунктах сроком на 5 лет», детей ее отправили в разные детские дома Пензы, согласно действующему тогда распоряжению разъединять братьев и сестер.

Можно ли забыть такое?

(Звучит музыкальный фрагмент 2-3 минуты)

Четвертый учащийся:  Жертв репрессий было много. Среди них писатели Борис Пильняк, Андрей Платонов, художники Михаил Соколов, Михаил Рудаков, режиссер Всеволод Мейерхольд; закрыты камерный театр и театр имени Мейерхольда…

Остались только тени,
Людей звезда погасла,
Рыдают горько стены –
Пляшут тени страстно.
Отраженья серых туш,
Без стержней скелеты,
Следы упавших душ –
Вопросы,   где ответы?.. (Ал. Круглов)

Первый учащийся: Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, не покинула Россию, но о репрессиях знала не понаслышке. Ее сын был в тюрьме и она повела долгих 300 дней и ночей в очереди, ожидая разрешения на передачу или свидание

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Второй учащийся: И вновь звучит вопрос «За что?»
За что? Пусть Господь разберет
И движется длинный-предлинный
Наш, к гибели нашей черед.
Но, брат мой, вмурованный в камень,
Пойми, мы недаром легли,
Мы то, чем крепится фундамент
Всей будущей жизни земли.

Третий учащийся: Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Ярослав Смеляков, Павел Васильев – это новая волна репрессированных поэтов. Смерть Сталина не остановила волну арестов и подозрений.                                                                                                           

Кандидат наук Васильев поздравил Александра Солженицына с пятидесятилетием. Вызвали в КГБ.

Писатель Черных выразил беспокойство, что создается новый культ – культ Брежнева. Перестали печатать.

Среди тех, кого «не одобряли власти» был поэт Владимир Высоцкий

Слайд  6 (Звучит песня «Я не люблю» или «Охота на волков»)

Четвертый учащийся:  

О связь времен, не терпишь ты подделки
И где б ни встал еще хоть пятый Рим –
Он сгинет, мир не обративши вспять.
С историей недолговечны сделки:
Лишь в подлинности наша благодать,
Для каждого – свой град Иерусалим.

Автор этого стихотворения Юрий Гастев – москвич, 1928 года рождения. Он был сыном расстрелянного в 1939 году общественного деятеля, революционера, поэта Алексея Капитоновича Гастева.  В 15 лет Юрий Гастев поступил на математический факультет в МГУ, в 1945 году арестован и приговорен к четырем годам лагерей по ложному политическому обвинению. В 1949 освобожден, жил в Тарту. В 1953 году вернулся в свой родной город, в Москву, учился в Пединституте, опубликовал более 150 работ, кандидат философских наук, но… в 1981 году эмигрировал, а в 1993 умер в Бостоне.

Учитель:  Многие, очень многие не дожили до реабилитации. Многих предстоит реабилитировать. Те же, кто вернулся из лагерей, больше всего на свете боятся забыть лагерную жизнь. «Забвение былого – смерть души», говорил Варлам Шаламов.

Слайд 7

Нет границ у памяти, но есть предел забвению. «Хотелось бы всех поименно назвать…» но вспомнили немногих, и они как будто с нами, и все, кого назвали, и все, о ком подумали.

Первый учащийся: Мы к вам идем, в сегодняшний ваш день,
Второй учащийся: И в завтрашний ваш день, и в день грядущий.
Третий учащийся: Мы к вам идем – куда ж нам друг без друга,
Четвертый учащийся: Мы память, что жестока и горька,
И мы ее горчайшая строка.
Все: Но в памяти – грядущему порука,
Цена ж забвенью слишком высока.

Слайд 8  (музыкальное сопровождение «Реквием» Моцарт)