Цель урока: познакомить со строением тела человека, названием основных внутренних органов и их функциями; учить определять местонахождение основных внутренних органов.
Оборудование: таблица «внутренние органы человека», детские энциклопедии, лист ватмана, карточки с заданиями, зеркала – по одному на каждую группу.
Ход урока
– Ребята, мы с вами уже много всего узнали про живую и неживую природу, про разные растения и разных животных пришла очередь поговорить и о нас с вами. Сегодня тема нашего урока СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. Я сейчас загадала один интересный предмет. Задавайте про него наводящие вопросы и попрбуйте угадать, что это. Я могу отвечать только ДА или НЕТ.
Дети задают вопросы, учитель отвечает.когда ребята угадают, учитель в каждую группу выдает по зеркалу.. Отгадка – зеркало.
– Каждый из нас много раз смотрелся в зеркало. Давайте посмотрим в него еще раз. Что мы там видим? (Ответы детей: своё лицо, нос, голову, своё отражение).
– Давайте отодвинемся от зеркала подальше, что мы тогда увидим? (Своё тело, руки, ноги, туловище).
– А знаем ли мы, из каких частей состоит наше тело? (Знаем) Посмотрите друг на друга, какие части тела вы видите? (Голову, шею, туловище, руки, ноги, спину)
– Давайте проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы называли. Постарайтесь точно выполнить мои задания:
- Кивните мне головой, улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.
- Положите руку на шею.
- Погладьте грудную клетку.
- Погладьте друг друга по спине.
- Похлопайте себя по животу.
- Поднимите правую руку вверх.
- Спрячьте левую руку за спину.
- Поставьте левую ногу на пятку.
- Топните правой ногой.
- Поднимите вверх верхние конечности.
- Встаньте на нижние конечности.
- Погладьте своё туловище.
– Молодцы! Вы отлично знаете части своего тела.
– А сейчас ко мне подойдёт самый высокий из каждой группы. (дети меряются ростом и выбранные подходят к учителю. Учитель шепотом им объясняет задание для групп. Каждая группа получает карточку со словами (верхние конечности, желудок, сердце, нижние конечности, голова, головной мозг, легкие, туловище, шея, спина, печень, кишечник) – названиями частей тела и словами – названиями внутренних органов. Дети в группе должны разложить их в два столбика и дать название каждому столбику.). Когда группы готовы, одна из них выходит к доске и раскладывает на доске те же слова по столбикам.
– Ребята, проверьте правильность выполнения задания группой. Какая группа думает по другому? ( Если есть другой вариант выполнения задания, на доску выносятся все варианты, которые обсуждаются и доказываются детьми. Доказательством является аргумент: находится внутри тела — внутренний орган, находится снаружи тела — часть тела.
– Чем же различаются части тела и внутренние органы? ( Части тела мы видим, они снаружи, а внутренние органы находятся внутри тела, мы их не видим.)
– Ну а теперь давайте все вместе разомнём наши части тела. Поиграем в игру «А у соседа лучше.». Я вам задаю вопросы, а вы мне отвечаете: «А у соседа лучше.» и идете по кругу, взявшись руками за ту часть тела, которую называли.
– Наши руки хороши?
– Хороши!
– А у соседа?
– Лучше!
– Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та.
Танец веселый наш – это Лавата!
Игра продолжается, пока не кончатся подходящие для нее части тела.
– Я думаю про части тела вы теперь всё хорошо знаете. Давайте поговорим о внутренних органах. Для чего они нам нужны? Где они находятся? (По возможности выслушиваются ответы всех желающих ответить). На эти вопросы вы ответите работая в группах. От каждой группы ко мне подойдёт тот, у кого самая маленькая ладонь.
Ребята прикладывают по очереди ладони друг к другу. У кого окажется самая маленькая ладонь, тот выходит к учителю за заданием. Представители групп получают по одной карточке, на которой описание одного из внутренних органов: его месторасположение, функции. Дети в группе должны угадать этот орган, нарисовать его или вырезать из журнальных листов – получится ярко и необычно. (Можно использовать дополнительную литературу, которая лежит у них на столах).
– Ребята, мне нужны помощники: по одному из группы. Решите, кого вы отправляете ко мне.
Один из помощников ложится на ватман. Остальные обводят его тело фломастерами. Получается макет тела человека. На этот макет каждая группа приклеет сделанный ими внутренний орган.
– А сейчас мы с вами расскажем, что узнали сегодня на уроке. Каждая группа по очереди выйдет к доске и представит нам результат своей работы.
Дети рассказывают про тот орган, который они изготовили и показывают его на макете. Группы задают им вопросы.
– Урок наш подходит к концу. Нам осталось ответить на самый главный вопрос. Что нового я сегодня узнал? Приложите руку к груди. Что вы чувствуете?
– Биение сердца.
– Я хочу подарить вам свое сердце.
Проводится итоговая рефлексия. Ребята передают игрушечное сердце тем, кто желает высказаться. Ответ состоит из одного предложения.
– Посмотрите еще раз в зеркало, погладьте себя по голове. Вы – МОЛОДЦЫ!
Домашнее задание.
– К следующему уроку попробуйте найти материал о том, как сохранить наш организм. Мы поговорим с вами о здоровье человека.