Цели: систематизировать знания о системах счисления, полученные на предыдущих уроках, проверить умения перевода из одной системы счисления в другую, способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке, используя мультимедийные средства обучения и игровые моменты.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация “Системы счисления”, карточки с заданиями, таблица для записи первых двадцати членов натурального ряда в двоичной системе счисления.
Вид урока: обобщающий. Урок рассчитан на 2 часа.
Методы обучения: беседа, обсуждение, контроль, проблема, рассказ, пример, игра.
Средства: персональный компьютер, проектор, ПО: презентация “Системы счисления” (Приложение 1), тест (Приложение 3), раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 4, Приложение 5)
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Проверка домашнего задания (1 мин).
- Беседа с использованием презентации (10 мин)
- Устный счет (5 мин)
- Тест(15 мин)
- Физкультминутка(3 мин)
- Упражнения (5 мин)
- Домашнее задание (2 мин).
- Итоги урока (3 мин).
Ход урока
I. Организационный момент
На мультимедийном проекторе показан первый слайд презентации. Приложение 1.
II. Проверка домашнего задания
Дети открывают тетради, обмениваются ими и сверяют со слайдом 2.
III. Беседа по изученному материалу с помощью презентации
(Начиная с слайда 3.)
IV. Устный счет
Три человека получают индивидуальное задание
по карточкам. Приложение 2.
А класс в это время выполняет следующие задания.
Выполнить следующие арифметические действия:
- Количество базисных цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
- Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002
- К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
- Ответ перевести в двоичную систему счисления. Оценивается правильность и скорость выполнения задания.
Ответ:
(2+8)*4+5=45
4510 = 1011012.
Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Веселая викторина
- Сколько глаз у пиявки? (подсказка 10102)
- Сколько вершков в аршине (подсказка: 100002)
- Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро? (подсказка: 11001002)
- Сапоги какого размера носил дядя Степа? (подсказка: 1011012)
- Сколько лет было Красной шапочке? (подсказка 10002)
V. Тест
VI.Физкультминутка, упражнения для глаз
VII. Упражнения
1. Восстановите рисунок по заданным координатам. Расставьте точки и соедините их в правильном порядке.
1(1011,111) 5(1110,110) 9(1100,11) 13(100,1) 17(11,110) 21(101,111) 25(1000,101) 29(1100,101) |
2(1100,111) 6(1111,110) 10(1010,1) 14(10,10) 18(1,111) 22(110,101) 26(111,101) 30(1100,110) |
3(1101,110) 7(10000,101) 11(111,1) 15(11,10) 19(11,1000) 23(111,110) 27(1000,100) 31(1011,111) |
4(1101,101) 8(1111,101) 12(101,10) 16(100,11) 20(100,1000) 24(1001,110) 28(1010,100) |
2. Заполните таблицу, используя приложение “Калькулятор”:
Десятичная с.с. | Двоичная с.с. | Восьмеричная с.с. | Шестнадцатеричная с.с. |
666 | 1010011010 | 1232 | 29А |
305 | 100110001 | 461 | 131 |
153 | 10011001 | 231 | 99 |
162 | 10100010 | 242 | А2 |
248 | 11111000 | 370 | F8 |
Найдите на предложенных карточках с буквами
соответствующие числа и разложите их по порядку (
сначала первая строка, затем вторая и т.д.)
Прочитайте, что получилась. Ответьте на вопрос:
“Какого символа не хватает в получившейся фразе
с точки зрения русского языка?”
Ответ: “Повторение мать учения”. Не хватает знака “тире” после слова повторение.
VIII. Командные соревнования
Дети разбиваются на две команды и выполняют задания: Раскрась картинку. Приложение 4.
Домашнее задание
(Время: 2 мин)
В названии какой известной восточной сказки
фигурирует число, начертание которого
представляет собой запись числа в недесятичной
системе счисления?
Найдите, какому числу в десятичной системе
счисления соответствует данная запись?
Ответ на дополнительный вопрос:
“Тысяча и одна ночь” (1001);
10012 = 910