План-конспект сдвоенного обобщающего урока по теме "Системы счисления" (2 часа)

Разделы: Информатика


Цели: систематизировать знания о системах счисления, полученные на предыдущих уроках, проверить умения перевода из одной системы счисления в другую, способствовать развитию познавательной активности учащихся на уроке, используя мультимедийные средства обучения и игровые моменты.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация “Системы счисления”, карточки с заданиями, таблица для записи первых двадцати членов натурального ряда в двоичной системе счисления.

Вид урока: обобщающий. Урок рассчитан на 2 часа.

Методы обучения: беседа, обсуждение, контроль, проблема, рассказ, пример, игра.

Средства: персональный компьютер, проектор, ПО: презентация “Системы счисления” (Приложение 1), тест (Приложение 3), раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 4, Приложение 5)

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Проверка домашнего задания (1 мин).
  3. Беседа с использованием презентации (10 мин)
  4. Устный счет (5 мин)
  5. Тест(15 мин)
  6. Физкультминутка(3 мин)
  7. Упражнения (5 мин)
  8. Домашнее задание (2 мин).
  9. Итоги урока (3 мин).

Ход урока

I. Организационный момент

На мультимедийном проекторе показан первый слайд презентации. Приложение 1.

II. Проверка домашнего задания

Дети открывают тетради, обмениваются ими и сверяют со слайдом 2.

III. Беседа по изученному материалу с помощью презентации

(Начиная с слайда 3.)

IV. Устный счет

Три человека получают индивидуальное задание по карточкам. Приложение 2.
А класс в это время выполняет следующие задания.
Выполнить следующие арифметические действия:

  1. Количество базисных цифр в двоичной системе счисления сложить с количеством бит в одном байте.
  2. Результат умножить на десятичное число, которое в двоичной системе счисления записывается: 1002
  3. К полученному результату прибавить отличную школьную оценку.
  4. Ответ перевести в двоичную систему счисления. Оценивается правильность и скорость выполнения задания.

Ответ:
(2+8)*4+5=45
4510 = 1011012.

Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Веселая викторина

  1. Сколько глаз у пиявки? (подсказка 10102)
  2. Сколько вершков в аршине (подсказка: 100002)
  3. Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро? (подсказка: 11001002)
  4. Сапоги какого размера носил дядя Степа? (подсказка: 1011012)
  5. Сколько лет было Красной шапочке? (подсказка 10002)

V. Тест

Приложение 3

VI.Физкультминутка, упражнения для глаз

VII. Упражнения

1. Восстановите рисунок по заданным координатам. Расставьте точки и соедините их в правильном порядке.

1(1011,111)
5(1110,110)
9(1100,11)
13(100,1)
17(11,110)
21(101,111)
25(1000,101)
29(1100,101)
2(1100,111)
6(1111,110)
10(1010,1)
14(10,10)
18(1,111)
22(110,101)
26(111,101)
30(1100,110)
3(1101,110)
7(10000,101)
11(111,1)
15(11,10)
19(11,1000)
23(111,110)
27(1000,100)
31(1011,111)
4(1101,101)
8(1111,101)
12(101,10)
16(100,11)
20(100,1000)
24(1001,110)
28(1010,100)

2. Заполните таблицу, используя приложение “Калькулятор”:

Десятичная с.с. Двоичная с.с. Восьмеричная с.с. Шестнадцатеричная с.с.
666 1010011010 1232 29А
305 100110001 461 131
153 10011001 231 99
162 10100010 242 А2
248 11111000 370 F8

Найдите на предложенных карточках с буквами соответствующие числа и разложите их по порядку ( сначала первая строка, затем вторая и т.д.)
Прочитайте, что получилась. Ответьте на вопрос: “Какого символа не хватает в получившейся фразе с точки зрения русского языка?”

Ответ: “Повторение мать учения”. Не хватает знака “тире” после слова повторение.

VIII. Командные соревнования

Дети разбиваются на две команды и выполняют задания: Раскрась картинку. Приложение 4.

Домашнее задание

(Время: 2 мин)

В названии какой известной восточной сказки фигурирует число, начертание которого представляет собой запись числа в недесятичной системе счисления?
Найдите, какому числу в десятичной системе счисления соответствует данная запись?

Ответ на дополнительный вопрос:

“Тысяча и одна ночь” (1001);
10012 = 910