Интегрированный урок окружающего мира и музыки "Великая Отечественная война, 65-летие Победы. Судьба родного края в этот период"

Разделы: Иностранные языки, Музыка


Тема: Великая Отечественная война, 65-летие Победы. Судьба родного края в этот период.

Задачи:

1. Определить в ленте времени место исторического события – Великой Отечественной войны.
2. Продолжить знакомить с судьбой родного края в этот исторический период.
3. Воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к защитникам Отечества.
4. Показать, как в произведениях искусства (музыке) изображена сила и мощь советского народа, победившего фашизм.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, карточки для работы в группах, выставка книг о Великой Отечественной войне, толковый словарь, книги-памяти района. Портрет Д.Д. Шостаковича, презентация к уроку (Приложение).

Ход урока

I.Организационный момент

На мультимедийном комплексе девиз урока: «Сколько же этих тропинок, ведущих в родные края!»

- Ребята, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока?

- Как понимаете это выражение?

II. Актуализация опорных знаний

На мультимедийном комплексе.

1941-1945г.

Плакат «Родина – мать зовёт!»

-Что скажете?

Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о судьбе всего народа и нашего родного края в этот период.

Учитель: Да, ребята, вся страна от мала до велика встала на защиту Родины. 22 июня 1941 года тысячи фашистских орудий открыли огонь по нашим пограничным заставам, железным дорогам, городам. Вторая мировая война самая тяжёлая и беспощадная в истории человечества.

Сегодня будем работать в группах.

1. На мультимедийном комплексе задание.

Расположите на ленте времени события, которые происходили на Русской земле.

  • Революция и гражданская война.
  • Отечественная война.
  • Ледовое побоище.
  • Великая Отечественная война.
  • Куликовская битва.
  • Освобождение от власти Орды.

- Определите год, век и расположите на ленте времени. (На партах задание)

2. Проверка. Дети читают, а на доске появляются правильные ответы.

Ледовое побоище

   

1242 г.

   

XIII век.

Куликовская битва

   

1380 г.

   

XIV век.

Освобождение от власти Орды

   

1480 г.

   

XV век.

Отечественная война

   

1812 г.

   

XIX век.

Революция и гражданская война

   

1917-1920 г.

   

XX век.

Великая Отечественная война

   

1941-1945 г.

   

XX век.

3. Рефлексия.

  • Какая группа не допустила ошибок?
  • Какая группа допустила 1 ошибку?
  • Какая группа допустила 2 ошибки?

- Молодцы, ребята!

Учитель: Память об этих и других исторических событиях должна быть в наших сердцах.

Ребята, мы ходили на экскурсию в музей, собирали материал о родном крае в годы войны, смотрели фильмы, читали, слушали защиту проекта. Запас знаний у вас есть.

Сегодня в группах продолжим заниматься исследовательской деятельностью. А исследователи очень внимательные, они грамотно обращаются с информацией. Прочитайте краткие правила для исследователей.

Слайд.

1. Говори понятно.
2. Доказывай то, что хотел доказать.
3. «Не ходи по кругу».
4. Аргументов должно быть достаточно.

Слайд.

Тезис – то, что доказывается.
Аргументы – то, посредством чего вы доказываете.
Рассуждение связывает тезис и аргументы.

Ребята, вам в группах предстоит выстроить доказательства. Текст вам знаком, однако нужно провести серьёзную исследовательскую работу, чтобы выполнить задание. В ответах используйте материал, который собрали о судьбе родного края.

Слайд.

1. Первыми вступили в жестокий бой пограничники.
2. Партизанское движение в годы войны.
3. Маршалы: русский, поляк, украинец, армянин. Мужество народа.
4. Дети в годы войны.

Выбираем спикеров, адвокатов, экспертов.

Договариваемся о времени.

Каждая группа выбирает себе задание по желанию.

Учитель музыки (показывает портрет): Дмитрий Дмитриевич Шостакович в первые дни войны сочинял песни, так как считал, что для армии они сейчас важнее всего. Но кольцо врагов сужалось вокруг его родного города Ленинграда.

Он решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом.

Даже во время воздушной тревоги, когда все люди отправлялись в бомбоубежище, Шостакович, не замечая взрыва снарядов, продолжал писать свою гениальную музыку. Ему казалось, что своей музыкой он может помочь ленинградцам выстоять. Вы сейчас услышите отрывок из первой, самой яркой, части Ленинградской симфонии. В этой части и звучит «Тема нашествия». Она рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Всем в то время так нужна была вера в торжество разума и справедливости, надежда на то, что мы победим.

Послушаем симфонию.

Ребята, какие чувства появились у вас после прослушивания?

Самостоятельная работа в группах.

III. Формирование понятий и навыков

Ребята – спикеры представляют свои доказательства.

Эксперты высказываются о том, насколько убедительны доказательства и соответствуют ли они правилам, о которых говорили на уроке.

1 группа представляет свои доказательства, используя региональный компонент.

Песня «О пограничнике». Сл. О. Высотской, муз. С. Богуславского.

Учитель музыки: Ребята, первыми вступили в бой пограничники. Целый месяц защитники Брестской крепости выдерживали натиск врага.

2 группа представляет свои доказательства.

Песня «Партизанский сынок». Муз. и сл. Ю. Веризникова. Слайд «Воин Красной Армии спаси!»

3 группа представляет доказательства.

Маршалы

Герои СССР из нашего района

Слайд

Г.К. Жуков
К.К. Рокоссовский
А.А. Гречко
И.Х. Баграмян

И.В. Васильев
Ф.А. Миронов
Е.И. Перминов
Н.И. Огородников
Н.М. Чухреев

Памятник Г.К. Жукову в г. Кемерово
Дочь Г.К. Жукова и А.Г. Тулеев

4 группа представляет доказательства.

Слайд. Дети в годы войны. Песня «Прадедушка». Сл. М. Загот, муз. А. Ермолова.

Учитель: День Победы воистину велик. Если дух любви к Отечеству не угаснет в музыке, значит, и Россия не ослабнет. Памятью о погибших мы укрепляем свою любовь к Родине. События тех дней нашли отражение и в музыкальных произведениях, среди них есть песня, которую по силе духа можно поставить в ряд лучших произведений эпохи Великой Отечественной войны.

Исполняем песню «День Победы». Муз. Д. и В. Трубачёвых, сл. А. Пилецкой.

Ребята, как вы считаете: добились ли мы цели урока?

Да, мы убедились в том, что Вторая мировая война была самая тяжёлая и беспощадная. И именно защита матери-Родины объединила всех на подвиги.

Учитель: Спасибо, ребята, вы – умнички!

IV. Итог урока

Слайд.

«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин.

Рефлексия

1. У кого такое чувство?
2. А ещё у вас какие чувства и мысли?
3. У кого есть желание к 65-летию Победы продолжить поисковую краеведческую работу?

Ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке, молодцы!

V.История создания Обелиска, который находится на одной улице с нашей школой

Проект защищает Денисов Семён.

Но сначала давайте исполним песню «Безымянный солдат». Муз. и сл. О. Полякова.

Слово экспертам.

Вопросы.

- Спасибо за урок.

Песня «Солнечный круг». Муз. А.Островского, сл. Л. Останина.