Дополнительное образование

Разделы: Администрирование школы


Дополнительное образование в школе - это целенаправленный процесс, позволяющий ребенку:

  • выявить и развить потенциальные творческие способности;
  • определиться в своих интересах ;
  • удовлетворять свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы;
  • получить социальный опыт,
  • научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • испытать ситуацию успеха;
  • получить первые профессиональные навыки;
  • определиться с выбором профессии.

Система дополнительного образования школы подвижна и выстраивается с учетом следующих условий:

  • Вариативность.
  • Доступность .
  • Востребованность .
  • Ресурсное обеспечение.

Особенностью Центра образования является разветвленная система дополнительного образования.

Назначение системы дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в соответствии с социальным запросом общества.

При организации дополнительного образования детей в нашем центре мы опирались на следующие приоритетные принципы:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  • Единство обучения, воспитания, развития.
  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные принципы составляют основу дополнительного образования центра, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Дополнительное образования детей в нашем центре, как школе полного дня, предполагает решение следующих задач:

  • изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей,
  • определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста,
  • формирование условий для создания единого образовательного пространства,
  • расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам,
  • создания условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста,
  • создание максимальных условий для освоения обучающихся духовных и культурных ценностей, воспитания, уважения к истории и культуре своего и других народов;
  • обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

Сочетание учебных курсов (базовых, профильных, углубленных), спецкурсов, элективных курсов, учебных проектов, кружков и секций ДО составляет основу формирования всех профилей обучения.

Организация дополнительного образования в ОУ строится по двум направлениям: внутри ОУ и вне ОУ. Целью этой работы является долговременная мотивация учащегося на активную, познавательно-поисковую деятельность.

Вся система дополнительного образования работает по следующим направлениям:

  • Историко-краеведческое.
  • Научное-техническое.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Художественно-эстетическое.
  • Эколого-биологическое.
  • Социально-педагогическо.

Однако многие студии и секции трудно отнести к какому-то одному направлению. Например, цирковая студия "Сияние"-руководитель Тарочкина Марина Викторовна, неоднократный победитель конкурсов и фестивалей от муниципального до международного уровней , можно отнести и к спортивно-оздоровительному направлению, и художественно-эстетическому, и к предпрофессиональной и профессиональной подготовке. Студию детского творчества "Радуга"-руководитель Нечунаева Светлана Анатольевна и ИЗО-студию "Паучок"-руководитель Хайлова Ольга Леонидовна, также неоднократных победителей конкурсов и фестивалей от муниципального до международного уровней, мы относим и к художественно-эстетическомунаправлению, и к предпрофессиональной и профессиональной подготовке. Поэтому деление по направлениям - очень условно.

Практически все учащиеся нашего Центра образования посещают те или иные студии и секции, а многие и сразу несколько объединений.

Кадровый вопрос педагогов дополнительного образования решен полностью. Более 55% педагогов, осуществляющие дополнительное образование в школе- это высококвалифицированные педагоги дополнительного образования, имеющие специальное образование. Так, театральную студию ведет профессиональный актер; цирковую - выпускница циркового училища; футбол, баскетбол и др. спортивные секции - профессиональные тренеры, и т.д. Остальные - это учителя-предметники, которые занимаются дополнительным образованием в рамках своего предмета. Более 70% педагогов имеют I и высшую квалификационную категорию, среди них -кандидат наук и аспирант.

Материально-техническая база позволяет проводить занятия на высоком уровне. В Центре имеются:

  • Спортивный зал, тренажерный зал, кабинет ЛФК;
  • Актовый зал;
  • ИЗО-студия;
  • Швейный и токарный цеха; кабинет парикмахерского искусства;
  • Кабинеты музыки и технологии;
  • Кабинет технологии начальной школы и кабинет студии "Радуга"

Работа объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами, которые утверждены на педсовете школы и согласованы в НМЦ или ДООЦ. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами. На своих занятиях педагоги используют индивидуальный и дифференцированный подходы к организации учебной деятельности в объединении, которые способствуют вовлечению каждого ребенка в деятельность, поддержку талантливых и одаренных детей.