Внеклассное мероприятие "Интеллектуальный калейдоскоп"

Разделы: Физика


Цели:

Воспитательные:

  • Привитие навыков культурного общения,
  • Выявление способностей детей.
  • Формирование чувства коллективизма, здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Развивающие:

  • Формировать умение делать выводы.
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Развитие умения выступления перед аудиторией.

Обучающие:

  • Выработка предметных компетенций.
  • Привитие интереса к предметам.
  • Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на различных уроках.

Подготовка игры.

Играют две команды. За пять дней до игры дается задание придумать для своей команды название, девиз и по вопросу из физики, химии и биологии (соперникам), выпустить газеты по предметам, отгадать ребусы "Физические величины" (приложение №1).

Ход игры

1-й ведущий. Уважаемые гости, учителя и учащиеся! Мы рады приветствовать вас на учебно-практической игре "Интеллектуальный калейдоскоп".

2-й ведущий. Сегодня соревнуются знатоки естественных наук. (Представляет команды). Командам предстоит состязаться в четырех конкурсах.

1-й ведущий. Вопросы всех конкурсов взяты из школьных курсов физики, биологии и химии.

2-й ведущий. За игрой следит уважаемое жюри (учителя нашей школы), которое подведет итоги и назовет победителя. Игру помогают проводить учащиеся 11 класса.

"Интеллектуальный калейдоскоп" объявляется открытым.

1-й ведущий. Итак, начинаем первый конкурс - "Счастливый случай".

На столе лежат по три вопроса из курса физики и химии для каждой команды. Вы по очереди их вытаскиваете, обсуждаете с командой в течение минуты и отвечаете. За правильный ответ - 1 балл.

2-й ведущий. Если вам попадается счастливый случай - контейнер содержащий цифру "5", - то команде при правильном ответе присуждается 5 баллов. Прошу к столу.

Вопросы по физике

  1. На столике в вагоне поезда лежат книга и мяч. Почему когда поезд трогается с места, мяч катится, а книга остается в покое?
  2. Можно ли в невесомости пользоваться авторучкой? маятниковыми часами?
  3. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста или досок?
  4. Почему скошенная трава высыхает быстрее в ветреную погоду, чем в тихую?
  5. Почему в комнате светло и тогда, когда прямые солнечные лучи в нее не попадают?
  6. Почему светится Луна?

Вопросы по химии

  1. Какие химические элементы названы в честь частей света?
  2. Какие химические элементы названы в честь стран?
  3. Недостаток какого элемента приводит к кариесу?
  4. Какая вода полезнее для организма: кипяченая или сырая? Почему?
  5. Зачем зимой тротуары посыпают песком смешанным с солью?
  6. Какая кислота образуется во время грозы?

1-й ведущий Итак конкурс "Счастливый случай" завершен. Пока жюри считает баллы, болельщикам предлагается разгадать ребусы "Знакомые имена" (приложение №2) и заработать баллы для своей команды.

Попросим жюри подвести итоги первого конкурса. (Жюри объявляет результат.)

2-й ведущий Переходим к конкурсу "Дальше-дальше:"

1-й ведущий Участники конкурса должны за две минуты ответить на максимальное количество вопросов, при этом они имеют право не отвечать на вопрос, сказав "Дальше:". За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

  1. Химическое вещество, которого больше всего в живой клетке? (Ответ. Вода.)
  2. Великий русский ученый, известный как поэт, химик, физик, географ, геолог, стекловар, астроном? (Ответ, М.В.Ломоносов.)
  3. Сила, всегда мешающая механическому движению? (Ответ. Сила трения.)
  4. Что вырабатывают железы внутренней секреции? (Ответ. Гормоны.)
  5. Реакция, идущая с выделением энергии?(Ответ. Экзотермическая.)
  6. Единица силы тока? (Ответ. Ампер.)
  7. Что обеспечивает работу нервной системы? (Ответ. Распространение нервных импульсов.)
  8. Самый инертный газ? (Ответ. Гелий.)
  9. Физическая величина, которую измеряют спидометром? (Ответ. Скорость.)
  10. Главные клетки нервной ткани? (Ответ. Нейроны.)
  11. Какой галоген при обычных условиях жидкий? (Ответ. Бром.)
  12. Формула mv2/2 - математическая запись какой энергии? (Ответ. Кинетической.)
  13. Как еще называют длинные кости? (Ответ.Трубчатыми.)
  14. Самое распространенное соединение водорода на Земле? (Ответ. Вода.)
  15. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (Ответ. Молекула.)
  16. Подвижное соединение костей? (Ответ. Сустав.)
  17. Валентность алюминия? (Ответ. 3.)
  18. Закон, открытый в ванне? (Ответ. Закон Архимеда.)
  19. Временное снижение работоспособности? (Ответ. Утомление.)
  20. Самый легкий газ? (Ответ. Водород.)
  21. Прибор, измсряющий'электричсское напряжение? (Ответ, Вольтметр.)
  22. Что возникает при уплощении стопы? (Ответ. Плоскостопие.)
  23. Является ли реакция нейтрализации частнымслучаем реакции обмена? (Ответ. Да.)
  24. Что измеряет барометр? (Ответ, Атмосферное давление.)
  25. Красные клетки крови? (Ответ. Эритроциты.)
  26. Молярный объем газов при нормальных условиях? (Ответ. 22,4 л.)
  27. Прибор для измерения силы. (Ответ. Динамометр.)
  28. Какой нерастворимый волокнистый белок составляет основу тромба? (Ответ. Фибрин.)
  29. Единица молярной массы? (Ответ, г/моль.)
  30. Закон, открытый после удара яблоком по голове? (Ответа. Закон всемирного тяготения.)
  31. Кровь, обедненная кислородом? (Ответ. Венозная.)
  32. Химическая связь в соединении "поваренная соль"? (Ответ. Ионная.)
  33. Создатель теории космических полетов? (От вет. К.Э.Циолковский.)
  34. Клетки-"пожиратели>>? (Ответ. Фагоциты.)
  35. Самый электроотрицательный элемент? (Ответ. Фтор.)
  36. Характеристика быстроты движения? (Ответ.Скорость.)
  37. Масса сердца взрослого человека? (Ответ.250-300 г.)
  38. Формула нашатырного спирта? (Ответ. МН4ОН.)
  39. Ближайшее к Земле небесное тело? (Ответ,Луна.)
  40. Самые мелкие кровеносные сосуды? (Ответ,Капилляры.)
  41. Самый легкий металл? (Ответ. Литий.)
  42. Что поглощается придыхании? (Ответ. Кислород.)
  43. Воздушная оболочка планеты? (Ответ. Атмосфера)
  44. Чем начинаются воздухоносные пути человека? (Ответ. Носовой полостью.)
  45. Металл, обладающий бактерицидными свойствами? (Ответ. Серебро.)
  46. Что измеряется амперметром? (Ответ. Сила тока.)
  47. Что возникает при сокращении дыхательных мышц? (Ответ. Вдох.)
  48. Цвет йода в газообразном состоянии. (Ответ.Фиолетовый.)
  49. Чему равен угол падения луча света? (Ответ. Углу отражения.)
  50. Каким прибором определяется жизненная емкость легких? (Ответ. Спирометром.)
  51. Какой объем займут 2 моля хлора при нормальных условиях? (Ответ. 44,8 л.)
  52. Проникновение веществ "друг в друга" называется... (Ответ. Диффузией.)
  53. У человека постоянные зубы появляются к...(Ответ. 10-12 годам.)
  54. Какая кислота всегда содержится в желудке человека? (Ответ. Соляная кислота.)
  55. Первый космонавт планеты? (Ответ. Ю.А.Гагарин.)
  56. Из ротовой полости пища попадает в... (Ответ. Глотку.)
  57. Процесс отдачи электронов - это... {Ответ.Окисление.)
  58. Быстрота выполнения работы - это... (Ответ. Мо'щность.)
  59. При недостатке витамина С возникает заболевание... (Ответ. Цинга.)
  60. Когда был открыт периодический закон? (Ответ. В 1869г.)

1-й ведущий Подошел к концу и второй конкурс. Участники показали свои знания в области физики, химии и биологии, умение сконцентрировать внимание в нужную минуту. Пока жюри подводит итоги, команды отдохнут. Просим сосредоточиться болельщиков каждой команды.

2-й ведущий Сейчас вам будет представлена пантомима. Вы должны узнать тип химической реакции, о которой пойдет речь. Правильно ответившие принесут своей команде дополнительные 5 очков. (Учащиеся изображают реакцию обмена. Выслушиваются ответы болельщиков.)

1-й ведущий Мы начинаем третий конкурс "Блеф-клуб" ("Верите ли вы?").

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать нужно словами: "Да", "Нет".

  1. Верите ли вы, что Рентген, открывая свои лучи, использовал в опытах свою жену? "Да"
  2. Верите ли вы, что Ампер работал преподавателем в лицее? "Да"
  3. Верите ли вы, что латунь называется так потому, что была получена в Тунисе и происходит от французского "ля Тунь"? "Нет"
  4. Верите ли вы, что Менделеев не был членом Петербургской академии наук? "Да"
  5. Верите ли вы, что на железнодорожных путях от Москвы до Петербурга ежегодно "пропадают" около 300 м железнодорожного полотна? "Да"
  6. Верите ли вы, что можно вскипятить воду в бумажном стаканчике? "Да"
  7. Верите ли вы, что Ломоносов, когда шел пешком из Архангельска в Москву, изобрел велосипед? "Нет"
  8. Верите ли вы, что с помощью электролиза можно из бокситов получить чистую медь? "Нет"
  9. Верите ли вы, что великий английский физик Э.Резерфорд был родом из Канады? "Нет"
  10. Верите ли вы, что частицы, из которых состоят протоны и нейтроны - кварки, - бывают странными? "Да"

1-й ведущий А теперь последний шанс: последний конкурс - "Логическая цепочка".

Выдаются карточки с заданиями. За 5 минут команды должны написать слова, которые по смыслу объединяют каждую логическую цепочку. Правильный ответ - 1 балл.

(Команды получают задания.)

Вариант А

Вариант Б

яблоко - ученый - сила (Ньютон) окружающая среда - организм - наука (экология)
автотрофы - хлорофилл - Солнце (фотосинтез) туман - загрязнение воздуха - промышленный район (смог)

труба ТЭЦ-топливо-дождь (кислотные дожди)

Сахалин - территория - океан (остров)

2-й ведущий Итак подошла к концу наша игра. Уважаемое жюри подводит итоги. А мы благодарим всех участников, болельщиков, гостей, которые принимали активное участие и поддержали команды!

1-й ведущий Благодарим участников за хорошие знания и надеемся, что после нашей игры интерес к физике химии и биологии усилится. Спасибо всем! Удачи!

Жюри объявляет окончательные итоги. Награждение победителей. (приложение №4)

Приложение № 3.

Список литературы.

  1. В. В. Благодарный Физические термины: краткий этимологический словарь/ В. В. Благодарный, В. И. Мелешко - М. : Чистые пруды,21006. - 48с.- (Библиотечка " первого сентября",серия "Физика". Вып.2 (8)).
  2. М.А. Никитина, А.А. Петровичев, Т.В. Петровичева, С.В. Фомичев " Интеллектуальный калейдоскоп". // "Физика" №44/03, с.17-20. Издательский дом " Первое сентября"
  3. А. Н.Сёмке Игры на уроках физики и после : 8-11 классы / А.и. Сёмке. - М. : "Чистые пруды", 2007. - 32 с. : ил. - (Библиотечка "Первого сентября", серия "Физика". Вып. 2 (14)).
  4. С.В.Тихомиррова Физика в пословицах и поговорках , стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя.-М.: Новая школа, 2002.-144 с.
  5. Учение с увлечением на уроках физики : 7-9 классы.- М. : Чистые пруды. 2006. - 32 с -(Библиотечка "Первого сентября", серия "Физика". Вып.3(9)).