Пояснительная записка.
Школьное образование призвано обеспечить функциональную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Главной целью школьного и дополнительного образования является развитие ребенка как компетентной творческой личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. Технология интеллектуальной деятельности - учебный курс, который раскрывает основные методы, приемы и способы умственного труда человека в процессе его творческой, познавательной и научно-исследовательской работы и направлен на формирование личностных интеллектуальных качеств и использование врожденных творческих возможностей каждого учащегося. Актуальность программы заключается в преемственности развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовке в школе и в системе дополнительного образования. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.
В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины. Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Данная программа рассчитана на четыре года обучения на учащихся 5-8 классов и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений полученных на уроках технологии. В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам Т.Б.
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, полученных на уроках технологии, а также обеспечение развития творческой личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
- Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства Рузского края
- По программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности учащихся;
- Реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности; В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее г.Руза., школьном музее.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов, готовят творческие проекты. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий. В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций. Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности. Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным. Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора. Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям. Программа ставит своей целью - развитие творческой активности воспитанников, развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин. Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
- материаловедение;
- технология обработки древесины;
- художественная обработка древесины;
- элементы машиноведения;
- графика;
- техническое творчество;
- введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников. В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - учителем технологии.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
- учебники, справочники;
- дидактический материал;
- дополнительная литература;
мобильный компьютерный класс.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка древесины". По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
- историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- выполнять и защищать творческие проекты;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
- проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
- выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции выпиливания, резьбы и мозаики;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для выжигания,
- выполнение декорирования изделий - выжиганием, выпиливанием, резьбой по дереву;
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (бригадная).
Тематический план работы кружка "Художественная обработка древесины"
Список литературы.
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.
9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.
12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000.
14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.
15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.
16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.
17. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.
18. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
19. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.
20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.
21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.
23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.
25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.
27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.
29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993.
32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.
34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.
35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993.
38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.
39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.
40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.
41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.: Времена, 2000.
42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.
43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.
44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.
47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.
48. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
49. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989.
50. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
51. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
52. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.