Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №7 г. Губкинский" с 01 января 2008 года начала реализацию муниципального эксперимента по теме "Школа полного дня как институт мировоззренческого и социокультурного самоопределения молодого поколения" (далее: Школа полного дня, ШПД). "Школа полного дня" - это новая модель учебного заведения, в которой удачно сочетается обычное общеобразовательное учреждение с учреждением дополнительного образования; это школа, открытая целый день. Предполагается, что эксперимент по реализации данной модели ОУ в нашем городе затронет не только нашу школу, но и всю систему образования. С 2001 по 2007 год Школа имела статус федеральной экспериментальной площадки и осуществляла свою деятельность в рамках Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В результате работы в федеральном эксперименте школа определила и выделила в дальнейшем основное направление работы - "Сохранение здоровья в условиях Крайнего Севера". Решение задач в данном направлении предполагается через внедрение и функционирование образовательного учреждения новой модели "Школа полного дня".
Причины перехода к Школе полного дня были сформулированы в результате анкетирования родителей и учащихся, по результатам которого выяснилось, что основной контингент учащихся школы - учащиеся из средне - обеспеченных семей; каждый пятый школьник относится к социально незащищенной категории населения; школе приходится работать с детьми, различающимися по развитию, вероисповеданию, разной национальности, условиями проживания; большинство детей нашей школы после уроков с 14.00. до 18.00. находятся без присмотра взрослых, не мало детей, которые пребывают одни. Режим дня практически не соблюдается всеми учащимися. Большинство детей и их родителей изъявляют желание быть занятыми в системе дополнительного образования до 17.00 - 18.00. За переход работы нашей школы в режим полного дня - 80% родителей начальной школы, 65% - родителей 5-8 классов.
Таким образом, родители оказались заинтересованы в создании системы взаимодействия школы и семьи для реализации единых целей обучения, воспитания и развития. Возможности школы для перехода в режим ШПД имеются: работа в одну смену; наличие помещения, соответствующего требованиям СЭС для организации работы группы дошкольников; возможное выделение дополнительных единиц штатного расписания для организации групп самоподготовки для учащихся 5-8-х классов по решению коллегии города; возможное дополнительное финансирование для материально-технического оснащения школьного пространства для реализации программы эксперимента.
Был составлен план перехода к ШПД, который включал такие пункты (с указанием сроков исполнения и ответственных лиц), как анализ условий школы с точки зрения возможности работы в режиме ШПД; ознакомление родителей и учащихся с основными положениями работы школы в режиме полного дня, анкетирование родителей и учащихся школы об отношении к переходу работы школы в режим ШПД, разработка и представление Программы развития ШПД на Методическом Совете школы, Педагогическом совете школы; представление идеи "от Федерального эксперимента к ШПД" на окружной научно - практической конференции "О работе органов Управления Образованием, образовательных учреждений, участвовавших в Федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общим образованием" в г. Салехарде; представление Программы ШПД на Экспертном Совете города Губкинский, коллегии города, ежегодном городском совещании педагогов "От Федерального эксперимента к ШПД".
Таким образом, проведена определенная подготовительная работа по постепенному переходу МОУ СОШ№7 в режим школы полного дня.
Результатом работы стало утверждение Программы Экспертным Советом города, Приказ УО "Об открытии городской экспериментальной площадки "Школа полного дня в МОУ СОШ №7" и одобрение концепции программы "Школа полного дня как институт мировоззренческого и социокультурного самоопределения молодого поколения" на базе МОУ СОШ№7 Коллегией администрации города.
Программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы настоящего состояния школы. При разработке Программы использовались нормативно-правовые документы: Закон РФ "Об образовании", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", Устав Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7 г. Губкинский". Сроки реализации Программы: февраль 2008-июнь 2011 г.г. Соответственно разработан перспективный план ее реализации.
Экспериментальная работа началась с 01 февраля 2008 года. Сформированная творческая группа подготовила Положение о ШПД, в котором разработаны подходы к участию в проведении различных мероприятий, направленных на развитие инициатив, реализацию экспериментальных проектов и программ, участие в их разработке всех учителей школы.
Цель экспериментальной работы "Интеграция общего и дополнительного образования, нацеленного на создание открытого активного образовательного пространства для самореализации каждого учащегося, формирование у него готовности к жизненному самоопределению, навыков принятия жизненно важных решений, направленных на развитие самостоятельной личности учащихся на основе внедрения режима полного дня".
Основные задачи:
- повысить качество образования через изменение содержания, форм и методов обучения для обеспечения эффективного развития и саморазвития индивидуальности каждого ребенка; через урочную и внеурочную деятельность развивать информационную, коммуникативную и социальную компетентности у всех обучающихся, способствующих более успешному самоопределению каждого;
- создать в школе такие условия, при которых ребенок будет лично заинтересован в обучении и воспитании, понимая, что результаты его самосовершенствования будут необходимы ему в дальнейшем;
- профессиональное самоопределение;
- здоровьесбережение, формирование положительной "Я" концепции.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение детей в активную учебно-развивающую и познавательную деятельность;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся; положительные изменения в ученической среде;
- положительные изменения в целом в учебно-образовательном, воспитательном процессе школы;
- решение проблемы неуспешности в обучении и профилактики безнадзорности;
- расширение границ взаимодействия с организациями города, работа которых связана с физическим и духовным развитием молодежи; вовлечение педагогов в инновационные процессы в школе;
- укрепление и обновление материально-технической базы;
- создание условий для раскрытия управленческого потенциала педагогов и подключение их к вопросам управления школой.
Формы представления промежуточных результатов экспериментальной работы: отчеты руководителей ГПД, кружков, подготовка аналитических материалов, проекты, сценарии мероприятий, программы курсов, трансляция опыта работы учителей через участие в фестивалях педагогического мастерства разного уровня, выступления на МО города, участие в конференциях, через сеть Интернет.
Этапы реализации эксперимента:
№ этапа | Сроки | Содержание |
1 этап | 01.02. 2008 - 30.05. 2008 учебный год | организационно-практический |
2 этап | 01.09. 2008 - 30.05.2009 учебный год | внедренческий |
3 этап | 01.09.2009 - 30.05. 2010 учебный год | заключительный |
4 этап | 01.09.2010 -30.05.2011 учебный год | аналитический, корректировка программы ШПД и прогнозирование путей реализации программы ШПД для учащихся всех школ города. |
Основные направления: дошкольное направление, группы по самоподготовке по наиболее сложным предметам образовательного процесса для 5-8-х классов (учащиеся по примеру начальной школы называют их "продленка", они выполняют домашнее задание под руководством учителя - предметника), здоровьесберегающее направление, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, волонтерское движение, деятельность межшкольного учебного комбината.
Приказом по школе назначены ответственные из числа администрации по всем направлениям реализации ШПД. Общее руководство возложено на заместителя директора по методической работе, определено "индивидуальное штатное расписание" для всех участников эксперимента.
С вступлением в эксперимент перед администрацией встала задача - выявить при имеющихся должностных функциях желающих работать в ШПД, с целью реализовать свой творческий потенциал через участие в эксперименте. Изменения в требованиях для участника эксперимента связаны с необходимостью занятости учебного времени в сторону увеличения, т.е. учитель должен находиться в ОУ более длительное время, и хотя это связано с дополнительной оплатой, не все к этому готовы по семейным обстоятельствам. Учитель должен так построить методику учебно-воспитательного процесса, чтобы ученики выполняли систему постепенно усложняющихся творческих заданий и были нацелены на получение результата. Учителю необходимо обладать инициативностью, желанием принимать участие в экспериментальной работе, так как участие связано с дополнительной отчетностью и занятостью. Участники эксперимента в процессе деятельности должны создать условия для самореализации каждого учащегося, формировать у него готовность к жизненному самоопределению, навыки принятия жизненно важных решений, направленных на развитие самостоятельной личности учащихся на основе внедрения режима полного дня. Задача, выполнимая в творческом педагогическом коллективе. На данном этапе эксперимента у каждого участника есть программа кружка, ШОР, студии и т.д.
К первым результатам экспериментальной работы можно отнести возникновение у обучающихся в ходе эксперимента новых возможностей и компетенций, таких как:
- повышение качества знаний по отдельным предметам: успеваемость по школе 100%, качество знаний 39% (стабильное);
- рост активности участия обучающихся в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней.
- выбор обучающимися кружков, секций , т.е. занятий по интересам;
- развитие навыков здоровьесбережения;
- развитие информационной, коммуникативной и социальной компетентности у обучающихся, способствующих более успешному самоопределению каждого через урочную и внеурочную деятельность в рамках ШПД.
Таким образом, в процессе эксперимента создаются такие условия, при которых ребенок становится лично заинтересованным в обучении и воспитании, понимая, что его самосовершенствование будет необходимо ему в дальнейшем;
В соответствии с содержанием экспериментальной работы интеллектуальные способности учащихся реализуется через работу научного общества учащихся "Поиск", предметные кружки. В учебный план старшей школы включены элективные предметы. Организована работа подготовительных курсов для подготовки выпускников к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. Развитие творческих способностей детей реализуется через кружковую деятельность по технологическому, художественно-эстетическому, социально-значимой деятельности (волонтерское движение). Здорвьесберегающее направление - через занятия детей в спортивных секциях, в группах коррегирующей гимнастики. В межшкольном учебном комбинате (МУК) обучается большинство учащихся 10-11 классов города по специальностям: автодело, делопроизводство, продавец непродовольственных товаров. На базе школы организуется работа "субботней школы" для будущих первоклассников, открыта группа предшкольной подготовки детей.
Результативность реализации экспериментальной деятельности прослеживается через активное участие учащихся школы в мероприятиях различного уровня:
№ п/п | Уровень (окружной, городской и др.) | Количество участников | Количество победителей |
1 | Международный | 283 (62,3%) | 1 место по школе - 17 |
2 | Всероссийский | 119 | Лауреаты - 52 2 место - 1 |
3 | Региональный | 186 | 16 |
4 | Городской | 260 | 128 |
5 | Спортивные соревнования (окружной, городской уровни) | 201 | призовые места |
Вопросы экспериментальной деятельности включены администрацией школы в годовой план работы ОУ, план ВШК, рассматриваются на заседаниях педсоветов, методического совета, школьных методических объединений учителей, Совета школы, общешкольных родительских собраниях. По результатам ВШК представляются аналитические материалы (справки, приказы), с которыми знакомится педагогический коллектив на совещаниях при директоре.
Управление образования отмечает положительный опыт работы городской экспериментальной площадки на базе МОУ СОШ №7. Трансляция опыта учителями осуществляется через публикации разного уровня и участие в мероприятиях: от окружного до Всероссийского.
Проблемы:
- не выделяются дополнительные ставки, следовательно, ШПД может функционировать только для обучающихся нашей школы;
- отсутствие дополнительного финансирования для материально - технического оснащения школьного пространства для реализации программы эксперимента;
- при проектировании и строительстве: здание школы должно соответствовать современным требованиям, с учетом работы школы в режиме полного дня необходимо предусмотреть танцевальный зал, бассейн, помещение для редакции школьной газеты, телестудии, игровые комнаты, комнату релаксации, игровую и т.д.