Цели:
- Выявить сильные и слабые стороны общественно-экономических формаций.
- Расширить представление учащихся, при какой форме правления распределение ресурсов более выгодно.
Задачи:
- Определять как та или иная форма правления реагирует на изменение ситуаций на рынке.
- Формирование навыков общения.
- Уметь анализировать процессы принятия решений в малой группе.
- Обобщать тип решений по каждой проблеме.
Материалы:
- Задания для каждой группы
- Игровые деньги
Ход урока
I. Водное слово учителя.
Данные, которые вы узнаете на уроке, помогут вам узнать что такое мировая экономика, как она связана с государственным правлением и с чего все начиналось.
Наверное, заметили, ежедневно вы пользуетесь вещами, произведенными в разных странах. А может вообще не обращали на это, ни какого внимания.
Каждое утро меня будет будильник из Китая, а Вас?
Тапочки из Кареи, а Ваши?
Умываюсь: мыло Венгрия, зубная паста США, а у Вас?
Затем завтрак: хлеб и масло наше Казахстан, чай Индия, а на Вашем столе?
Обязательно включаю Русское радио, что слушаете Вы?
Одевает меня: Турция, Италия, Киргизстан и т. д.
Вот маленький пример мировой торговли, которая является неотъемлемой частью мировой экономики.
Причина этого изобилия является политическая, экономическая и социальная системы, позволяющие нам пользоваться этими товарами.
Но начнем с самого начала, а именно общественно-экономических формаций.
Вопрос: Какие общественно-экономические формации вы знаете или строй, по которым развивалось человечество?
Ответ: Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический (коммунистический).
II. Основная часть.
Существуют различные способы организации товарного хозяйства, т.е. различные экономические системы. Каждая экономическая система отвечает своим способом на три главных экономических вопроса:
- Что следует производить (какие товары и услуги)?
- Как их производить (каким способом)?
- Для кого эти товары и услуги производить (кто их будет получать в свою собственность)?
Исторически сложились три способа решения этих вопросов обществом:
- по традиции, т.е. согласно древним обычаям;
- командными методами, т.е. путем отдачи приказов сверху вниз;
- с помощью рынка.
Деловая игра "Если бы можно было создать ещё одну землю"
Так случилось, что планета земля получила право опять начать свой отчёт времени то, с какого строя могло всё начаться? Переходим на работу в малых группах.
Разделить класс на 5 групп по 4-6 чел., распределить карточки с названием строя (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический).
Группы записывают все (+) своей формации, что хорошего было в их эпоху. Какая экология? Какая экономика, образование, медицина, наука и т. д.?
Находят ключевые слова на доске соответствующей их эпохе. (Приложение № 1)
После совещания каждая группа защищает свою версию (1,5 мин.). Приготовив 1или несколько (-) для других групп по строю.
Группа имеет право парировать вопросы других групп или воздерживаться.
После выступлений всех групп идёт голосование лучшей защиты (за свою группу не голосуют).
Выигрывает группа наиболее убедительно и четко выступившая.
Вывод: Все общественно экономические формации имеют свои (+) и (-), наверное, всё имеет свои стадии развития и земля, и мы с вами. И мы не вправе лишать землю, а значит и нас какого либо опыта приобретённого тысячелетиями.
Презентация: краткий экскурс по главе мировая экономика (компьютерная версия).
Экономика, любого государства связана с государственным правлением.
Каждой группе раздать карточки с заданием по определению государственного правления в государствах. (Приложение № 2)
Государства | Парламентская республика | Конституционная монархия | Президентская республика | Диктатура |
Япония | ||||
Франция | ||||
ФРГ | ||||
Дания | ||||
Куба | ||||
США | ||||
Италия | ||||
Казахстан | ||||
Норвегия | ||||
Швеция | ||||
Ирак | ||||
Испания | ||||
Англия | ||||
Китай |
Деловая игра "Роль государства в экономике различных форм правлении"
Разделить класс на 5 команд по 4-6 чел., распределить деньги и различные версии государственных форм правлений. Одна группа ООН (Организация Объединенных Наций). (Приложение №3)
- Группы читают 1 задание, записывают свою версию, выбирают лидера, распределяют деньги.
- Раздать группам каждую версию материала (кризис) (Приложение №4)
- После разбора каждого кризиса группы отчитываются перед классом о принятых решениях.
- ООН сравнивает решения которое лучше? Выносит свой вердикт.
- Группы могут обращаться к ООН с различными предложениями, например, о создании мирового банка, о получении кредита и т.д.
- Группы рассказывают о своём принятии решения.
- Обсудите проблему. Как сталкиваются современные государства с проблемами? Как распределяется бюджет? Почему в разных политических строях по-разному?
Вывод: Каждая форма экономической и политической организации имеет свои достоинства и недостатки. Реакция на кризисы является одной из главных задач политических систем, а также распределение бюджета на тот или иной экономический кризис.
Домашнее задание: Рассмотрите распределение бюджета в вашей семье. Как семья реагирует на внутренние и внешние экономические кризисы.
Литература: журнал ВЕСТНИК №2 - 1997