Цели урока:
- обобщить знание сказок, книг для детей;
- создание условий для выявления творческой инициативы учащихся, эрудиции, самовыражения, самореализации, самосовершенствования, стимулирования познавательной и творческой активности школьников;
- развивать речь учащихся, внимательность; прививать любовь к чтению.
Оборудование: картинка Незнайки (игрушка), книги, цветные телеграммы.
Подготовка. Учащиеся ознакомлены с правилами построения рекламы детской книжки: сообщение должно длиться не более 2 минут, содержать: название книги, ФИО автора, кратко, о чем она. Требование к участникам: иметь в руках книгу, говорить громким, выразительным, веселым голосом. Пожелание участникам: проявить творческую фантазию (рисунки-иллюстрации, инсценирование, презентация и др.)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей.
– Отгадайте загадку:
Не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с вами
Терпеливым языком. (Книга.)
– Для многих из вас книга уже стала другом. Это удивительное изобретение человечества, замечательное сокровище. Книга – своеобразная летопись человеческого общества. Она не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет заглянуть, разобраться с настоящим. Это единственная “машина времени”, с помощью которой можно совершать увлекательное путешествие. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и шумный современный город, и лес, и пруд, и т.д. Книга помогает побывать в любом месте земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей, а также узнать о животных, растениях и др.
Книга – источник знаний.
Продолжите пословицу: “Кто много читает…” (тот много знает).
- Сегодня мы узнаем о многих-многих интересных книгах, в ваших любимых детских книжках, узнаем, чем они вам запомнились и понравились, зарядимся желанием найти такую книгу и прочитать.
– Тема урока “Как хорошо уметь читать!” Кто продолжит эти строки? (…) Кто автор этого стихотворения? (В.Берестов.)
– А для начала Блиц-турнир для вас на знание сказочных героев и названий сказочных предметов.
- Курочка…
- Баба…
- Жар…
- Иванушка…
- Царевна…
- Гуси…
- Ковер…
- Скатерть…
- Сапоги…
- Сивка…
3. Реклама детских книг.
- 2 ученика представляют рекламу своей любимой детской книги.
– Незнайка принес телеграммы. Догадайтесь, кто их прислал.
- Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха.)
- Нас съел серый волк. (Семеро козлят.)
- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (Мышка.)
- Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк.)
- Не садись на пенек, не ешь пирожок! (Машенька.)
- 1 ученик представляет рекламу своей любимой детской книги.
– Откуда эти строки, из какого произведения и кто его автор?
- В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью “Каланча”. (“Дядя Степа”, С. Михалков.) - Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
“Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю, –
Пополам переломаю, –
Будешь ты, невежа знать,
Наше солнце воровать!” (“Краденое солнце”, К. Чуковский.) - – Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку, а сама приляг рядом со мной – Ты, наверное, очень устала? (“Красная Шапочка”, Ш. Перро.)
- 1 ученик представляет рекламу своей любимой детской книги.
– Назовите сказку.
- В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня! Реченька, спаси меня! (“Гуси-лебеди”.) - Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне,
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (“По щучьему велению”.) - Колотил да колотил по тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом… (“Лиса и журавль”.)
– Что объединяет эти сказки? (Народные.)
- 1 ученик представляет рекламу своей любимой детской книги.
– Узнай героев сказок.
- Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадай без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.) - В небесах, не на земле
Скачет баба на метле.
Страшная и злая
Кто она такая? (Баба Яга.) - Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется…(Чиполино.) - Я на балу никогда не была,
Чистила, мыла, варила, пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка.) - Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна-лягушка.) - Человек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? (Буратино.) - Он ходит с длинной бородой,
Он очень жадный, хитрый, злой,
Но все ж не испугает нас
Разбойник этот… (Карабас.)
- 1–2 ученика представляют рекламу своей любимой детской книги.
– Вспомните, во что или в кого превращались эти герои.
- 11братьев-принцев из сказки Андерсена. (В лебедей, “Дикие лебеди”.)
- Красивый и добрый мальчик Якоб, герой сказки Гауфа. (В карлика, “Карлик нос”.)
- Великан-людоед из сказки Шарля Перро. (В льва, в мышь, “Кот в сапогах”.)
- Нильс. (В крошечного мальчика, Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.)
- Князь Гвидон. (В комара, муху, шмеля, Пушкин “Сказка о царе Салтане…”.)
- Юра Баранкин и Костя Малинин. (В воробьев, бабочек, муравьев, В. Медведев “Баранкин, будь человеком!”.)
- 1–2 ученика представляют рекламу своей любимой детской книги.
– Отгадайте еще одну загадку. Что это за дом?
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай. (Библиотека.)
– Кто из вас посещает школьную библиотеку? А городскую?
– Книга – ваш друг. А как правильно с ней обращаться? (…)
– Послушайте стихотворение, которое называется “Обращение книжки”.
4. Итог урока.
– Какие книги вы захотели прочитать после услышанных реклам сегодня?
- Обмен книгами.
– Мне запомнились рекламы … , в них очень удачно … . Молодцы, ребята!
Короткие и длинные,
Новые, старинные.
Обычные и странные,
И даже иностранные.
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные.
Про море и про лес.
С картинками и без.
– Я желаю вам, ребята, чтобы дружба с книгой у вас продолжалась и становилась с каждой встречей с ней все крепче и крепче.
5. Домашнее задание.
– Изобразите предмет (нарисуйте), по которому можно отгадать, какое художественное произведение вы загадали. Например: если я нарисую шапочку красного цвета, то вы догадаетесь…