Цели:
- Образовательные:
- дать знания о многообразии профессий и их важности;
- знать те качества, которые важны людям любых профессий.
- Развивающие:
- развивать способности понимать окружающий тебя мир и людей, необходимость быть здоровым телом и душой;
- побудить ребенка к саморазвитию через самоанализ.
- Воспитательные:
- важно думать не только кем ты хочешь быть, но и каким человеком, и для чего будешь, повзрослев, трудиться;
- убедить учащихся в том, что думал о своей будущей профессии, важно представить, как профессиональнее умения связаны с личностными качествами человека и теми целями, которые человек ставит в своей жизни.
- Мотивирующие:
- стимулировать желание ребенка понимать не только собственные состояния, переживания, но и состояния всего, что его окружает в жизни, стремится почувствовать взаимосвязь всего существующего, хотеть этого.
Оборудование: карточки с рисунками профессий каждому ученику с вопросами, 3 портфеля министрам, карточки с названиями профессий.
ХОД УРОКА
I. Вступление
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы вместе окунёмся в мир профессий, а их так много, что сразу и не определишь, какая профессия самая нужная, самая интересная, самая важная.Какую профессию выбрать в будущем, тоже вопрос. А начнём, пожалуй, наши наблюдения с меня, т.к. я человек взрослый и уже работаю довольно-таки давно. Итак, зовут меня Светлана Леонидовна (пишу на доске). Про себя я знаю, что я любознательная. Это значит, что я хочу, как можно больше обо всем знать, что меня окружает в мире и о себе тоже. Я люблю учиться сама, и мне хочется, чтобы все дети любили учиться.
Вопрос: Как вы думаете, для чего мне хочется знать обо всем как можно больше?
Ответы детей.
Ответ учителя: Если я знаю много о другом человеке, я могу понять, когда ему потребуется моя помощь и предложу ее, не буду ждать, когда он меня попросит. Я очень хочу, чтобы все были счастливы и сама хочу быть счастливой.
Учитель: Кто из вас знает, что ему нужно, чтобы быть счастливым?
Ответы детей.
Ответ учителя: Чтобы учиться самой и
работать учителем, чтобы помогать другим
людям, понимать их, мне нужно много сил, мне
нужно быть здоровой. Больной человек сам
нуждается в помощи. А силы мне дают растения:
пшеница, рожь, овес, овощи, фрукты. А они в свою
очередь впитывают силы земли. Земля тоже должна
быть здоровой, чтобы делиться с нами своими
силами.
Люди часто забывают о здоровье земли и от этого
болеют сами.
II. Подготовка к восприятию темы
Учитель: В тяжелые, послевоенные годы, в середине прошлого века, когда людям не хватало жилья, многие дома архитекторы и строители построили на месте, где раньше были водоемы. Вода речек заполняет теперь подвалы этих домов. В них разводится много комаров. Они беспокоят людей и днем и ночью. Люди плохо спят, не отдыхают, начинают болеть. Кто виноват? Комары?
Дети: Нет, скорее люди, которые не подумали о Земле и ее реках, о людях.
Вывод: Вот и получается, для того, чтобы счастливой здоровой жизнью жить, надо знать о жизни всего, что окружает нас, и заботиться не только о своем здоровье.
Учитель: Я сейчас начну предложение, а вы попытайтесь его закончить: "Для того, чтобы счастливой здоровой жизнью жить, надо ... "
Дети: уметь понимать не только людей, которые живут рядом с нами, но и животных, растения, Землю, на которой мы живем.
Учитель говорит и показывает на колонку на доске.
Учитель: Я рассказала вам кто я, какая я, чего я хочу, и поэтому я выбрала профессию учителя.
На доске:
КТО Я? КАКАЯ Я? ЧЕГО Я ХОЧУ? ЧТО Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ? Я ВЫБРАЛА ПРОФЕССИЮ. |
Светлана Леонидовна. Любознательная. Быть счастливой, здоровой, много знать. Учить, понимать, помогать. Учитель. |
III. Объяснение нового
Учитель: А кто из вас уже знает, кем он хочет стать, когда вырастет?
Ответы детей.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о профессиях, но не только о том, кем бы вы хотели быть, но и какими и для чего вы будете, повзрослев, трудиться. Кто хочет о себе так же написать на листочках, которые лежат у вас на партах?
Пока дети (5 человек) пишут, я провожу работу с загадками.
– А мы с вами не будем терять время и отгадаем необычные загадки, о чём вам расскажут отгадки? (Учитель, врач, милиционер, продавец, повар, машинист, певица, военный, пекарь, пожарник) (Приложение 1. Слайды)
Учитель: Посмотрите вокруг себя. Рассмотрите рисунки в классе. Вы знаете названия этих профессий? Сейчас проверим. Ребята покажут нам некоторые из них, ваша задача, разгадать, о какой профессии идёт речь.
Сенсорные движения
– Откройте рот и скажите: "Аа". (Врач)
– Мороженое, сливочное, шоколадное. (Продавец)
– Тема сегодняшнего урока "Все профессии
важны". (Учитель)
– Равняйтесь, смирно? (Военный)
– Как вас постричь? (Парикмахер)
– Что надо уметь делать людям всех профессий?
Дети делают вывод: людям всех профессий надо уметь: понимать, помогать окружающему миру, делать добро, любить свой труд. (Приложение 1. Слайд)
Учитель: Далее посмотрим,как вы себя охарактеризовали и какая профессия вас интересует.
(Дети читают по своим листочкам)
Я вас не так хорошо знаю, так как мы видимся только в школе. А вы знаете друг друга больше.. Может кто-то из вас думает, что человек не точно подобрал слова для своей характеристики. Он написал что он, прежде всего смелый. А какие еще хорошие качества есть в нем? (Аккуратный, внимательный). Получается, что ты думаешь о себе одно, знаешь одно. Твой друг думает о тебе по-другому. Он видит тебя со стороны и замечает то, что ты сам не замечаешь. Но у каждого из нас есть нехорошие качества. Поэтому не надо обижаться, если тебе что-то не нравится в том, что о тебе думают. А надо просто постараться понять и узнать себя получше.
Вывод учителя: Человек узнает и понимает, какой он, всю свою жизнь. Это нелегко. Поэтому нам очень непросто понять другого человека. Понять другого человека можно, делая с ним одно общее дело. Сегодня мы прочитаем с вами стихотворение о людях разных профессий, которые заняты одним делом. У вас на столе лежат буклетики со стихотворением. Читать буду я, а вам надо внимательно его послушать, а когда я закончу читать, вам нужно будет назвать все профессии, о которых вы узнаете из этого произведения, и понять, какая из них самая важная. (Учитель читает стихотворение).
«Хлеб мой вкусный»
Да не сразу стали зёрна В элеваторе для нас,
Хлебом, тем, что на столе. Хлеб хранится про запас.
Люди долго и упорно Здесь ему тепло,удобно.
Потрудились на земле. Скажет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть
Из колхозного двора И опять собраться в путь.
Вышли в поле трактора.
Далеко в просторе чистом Едет хлеб на мельницу,
Слышен говор тракторов. Мельницу – чудесницу.
За деревней, за лесами Здесь пышней, чем облака,
Раздаётся в поле гром. Получается мука.
Это тракторы с плугами
Пашут мягкий чернозём. Поздно ночью спят ребята,
Распахали землю разом – А завод готовит хлеб.
Вышли сеялки с зерном. Этот сказочный завод
Всё, что хочешь испечёт.
Ржаной росток зелёный Целый город угостит,
Оглядывает поле – Был бы только аппетит!
Смешной и удивлённый,
Как первоклашка в школе. Так и скачут из печи
Зелёный росток, Плюшки, сушки да ватрушки,
Весёлый росток, Куличи да калачи,
Ты только что пробился из зёрнышка. Сладкие коврижки,
Расти, колосок! Маковые пышки,
Расти, колосок! Двадцать пять фасонов
Расти, колосок, до солнышка! Булок и батонов.Посеяли хлеб хлеборобы весною
Созрел он,
И встал золотою стеною.
И слышит страна –
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны!
Пора!Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля
Даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
Учитель: О каких профессиях вы узнали?
Дети: Первая профессия – тракторист.
Учитель: Что должен уметь делать тракторист? Найдите в тексте и зачитайте.
Дети: …
– Вторая профессия – комбайнёр. Что должен уметь делать комбайнёр?
Дети: Комбайнер – собирать, тракторист – пахать, рыхлить, сеять, шоферу – водить, мукомолу – молоть, пекарю – печь.
– Какая профессия самая важная?
Дети: Все профессии важны (Приложение 1. Слайд).
IV. Закрепление материала
Учитель: Большое хозяйство нужно вести, чтобы вырастить хлеб. А как по-научному называется хозяйство страны?
Дети: Экономика.
Пальминг (гимнастика для глаз)
Учитель: Закройте глаза ладошками и вспомните составные части экономики.
Дети: Сельское хозяйство, транспорт, торговля, промышленность, строительство.
Учитель: В каждой части экономики есть главный руководитель – министр. Кто из вас желает сыграть роль министра сельского хозяйства? Транспорта? Строительства?
Дети выходят и получают портфели министров.
Учитель: Вот вам портфели министров. В
каждом портфеле лежат карточки с названием
профессий, о которых мы читали на уроке
«Окружающего мира».
– Выберите те профессии, которые относятся к
сельскому хозяйству, транспорту и строительства.
– Люди, каких профессий будут у тебя трудиться?
V. Физминутка
– Пока работают ребята, покажите, какие
движения должен уметь делать водитель, когда
ведет машину.
– Какие движения должен уметь делать пекарь,
чтобы замесить тесто?
– А теперь посмотрим, как справились министры с
работой. (Приложение
1. Слайд)
Учитель: Чтобы ты пожелал людям, этих профессий? Что они должны уметь делать?
Дети: Понимать и помогать другим людям.
Учитель: Почему профессия шофер есть в каждой части экономики?
Вывод: все части экономики взаимосвязаны.
Учитель оценивает работу детей.
Учитель: А кто-нибудь из вас выбрал профессии пекаря, мукомола?
– Если никто на Земле не выберет эти профессии, будет ли хлеб на столе?
Дети: Нет.
Вывод учителя: Вы не выбрали эти профессии, может быть потому, что пока мало о них знаете. А, может, пока еще мало знаете о себе.
VI. Итог урока
– Что должны уметь делать люди всех профессий?
Ответ: Люди всех профессий должны понимать людей, растения, животных, Землю и помогать им. (Приложение 1. Слайд)
VII. Рефлексия
Учитель: На обратной стороне карточки
написаны два незаконченных предложения и один
вопрос.
– Сегодня на уроке я понял, что...
– Сегодня на уроке я почувствовал, что ...
– Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)
– Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое
из этих задания. А кто захочет, может сейчас
зачитать свой ответ.
Учитель: Эти карточки останутся у вас,
как память о нашем уроке. У каждого из вас своя
судьба, и желаю вам, чтобы каждый из вас научился
понимать не только людей, которые живут рядом с
вами, но и животных, растения, Землю, на которой мы
живем!
Эти умения подходят к людям разных профессий и
этому можно учиться уже сейчас, даже если вы пока
не знаете, кем будете, когда вырастите.
Человек, который выбрал профессию по душе –
счастливый человек.
– Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять
меня, а я старалась понять каждого из вас.
– Спасибо за урок.