Цели:
- Обобщить и систематизировать о положении человека в системе современного органического мира;
- Основных этапов антропогенеза;
- Познакомить с критикой современных взглядов на происхождение человека и её аргументацией;
- Продолжить формирование умения доказывать и отстаивать своё мнение на примере темы.
Оборудование:
- Комплект мультимедийного оборудования.
- Компьютерная презентация.
- Дидактическое обеспечение
- Пакеты с информационными материалами, иллюстрациями "Этапы эволюции человека"- 3 штуки (Приложение 1)
- Рейтинговые карты для подведения итогов урока. (Приложение 2)
Предварительная подготовка к уроку:
- Знание содержания и терминологии гл.7 учебника А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В.Пасечника Общая биология 10-11 классы, изд. "Дрофа" 2007 год.
- Самостоятельный поиск и оформление информации по проблемным группам.
Ход урока
I. Постановка цели урока, деление на группы, объяснение заполнения рейтинговых карт.
II. Актуализация знаний о систематическом положении человека в органическом мире.
Задание На экране вы видите представителей царства животных, расположенных по возрастанию степени "родства" с человеком. Соедините этих представителей с названием подходящей систематической группы.(работа с интерактивной доской в режиме письма)
Демонстрация правильных ответов.
Работа в группах:
1 группа -признаки типа Хордовых и подтипа Позвоночные.
2 группа - признаки класса Млекопитающих.
3 группа -признаки отряда Приматов и подотряда Человекообразные.
Обсуждение результатов и заполнение рейтинговых карт.
III. Систематизация знаний об основных этапах антропогенеза.
Задание Какие систематические таксоны нужно добавить ,чтобы иметь полное представление о систематическом положении человека? Здесь человек находится в полном одиночестве, но так было не всегда.
Работа в группах с пакетами информационно-иллюстративного материала.
1 группа выбирает признаки, характеризующие древних приматов и австралопитеков.
2 группа выбирает признаки, характеризующие питекантропов(древнейших людей).
3 группа выбирает признаки, характеризующие неандертальцев (древних людей).
Обсуждение результатов, составление зрительного ряда каждой группы на магнитной доске. Оставшиеся карточки вывешиваются отдельно - это признаки неоантропов.
(современных людей) Заполнение рейтинговых карт.
IV. Движущие силы антропогенеза.
Задание: на экране вы видите портреты ученых, внесших выдающийся вклад в эволюционную теорию. Попробуйте воспроизвести их взгляды на эволюцию человека.
Работа в группах.
1 группа взгляды К.Линнея.
2 группа взгляды Ж-Б. Ламарка.
3 группа взгляды Ч.Дарвина.
Обсуждение результатов и заполнение рейтинговых карт.
V. Проблемы происхождения человека.
Современная антропология придерживается взглядов Ч.Дарвина, однако сам. Ч.Дарвин и его теория подвергалась и подвергается критике. Накопление фактического материала порождает иногда не только ответы противникам теории антропогенеза, но и ряд вопросов которые ожидают своих ответов. Есть ли другие объяснения пути Homo sapiens? Какие проблемы существуют и чем они вызваны? Может вам, в ваших изыскания суждено дать на них ответы.
Выступления группы с информацией по домашнему заданию (не более 3 минут, прения -1-2 минуты).
1 группа "Стойкие дарвинисты" см. презентацию.
2 группа "Разумные скептики" см. презентацию и приложение 3.
3 группа "Креоционисты" см. презентацию и приложение 4.
VI. Подведение итогов урока, заполнение рейтинговых карт.
Используемая литература.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. М.:Школа-пресс;1996.
- Дольник В.Р.Вышли мы все из природы.М.:Linka-press;1996.
- Харитонова В.М.,Осипова А.П. Антропология.М.:Владос;2004.
- Линблад Ян Человек- ты,я и первозданный.М.:Прогресс;1991.