Тема четверти: «Можем ли мы услышать живопись».
Тема урока: «Звучащие картины природы».
Цель урока: способствовать развитию «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Задачи:
- Образовательный аспект: формировать навыки внимательного восприятия искусства, ориентируясь на средства музыкальной выразительности.
- Воспитательный аспект: воспитывать в детях эстетическое видение картин природы.
- Развивающий аспект: способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах; развивать навыки самоконтроля, умение анализировать качество ответа.
Оборудование урока:
- лист индивидуальных достижений;
- тетрадь для заданий (по ЛИД);
- учебник «Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеев;
- картины: Куинджи «Днепр утром», Богаевский «Корабли»;
- медали.
Наглядность:
- Плакат с изображением цветка с семью лепестками (интонация)
- Плакат с цитатой:
«О, если б мог в свои объятья
Я… всю природу заключить» (А. Толстой)
ХОД УРОКА
Учащиеся заходят в класс. Звучит отрывок из «
Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта.
Обычно говорят, что в музыке этого гениального
композитора преобладает солнечность.
В ней что-то чудотворное горит,
И вся она немыслимо лучится,
Она сама со мною говорит
И утешать мне душу не боится.
Открыты широко её глаза,
И грозен за плечами блеск воскрылий…
И это всё – как первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
Анна Ахматова
– Я попрошу вас открыть тетради для заданий и
под цифрой 1 назвать имя композитора, музыку
которого вы сейчас слушали (договариваемся с
учащимися, как будем оценивать ответ)
– Пришли к единому мнению: правильно +;
неправильно –. Ребята меняются тетрадями и
оценивают ответы.
Результат:
Ответ |
Оценка |
|||
Моцарт | я | сосед | учитель | результат |
+ |
– |
+ |
+ |
– Теперь обозначьте в ЛИД, в разделе «Имена
выдающихся композиторов» №7 с помощью цветного
квадрата уровень усвоения.
– А теперь давайте побеседуем.
– Вы прекрасно знаете о том, что музыка способна
вызывать настроение, переживания созвучные
многим произведениям живописи и литературы.
Всматриваясь в произведение изобразительного
искусства, мы нередко можем своим внутренним
слухом услышать ту или иную музыку.
– Подумайте: словом «картина» мы называем только
ли произведение изобразительного искусства?..
Или у этого слова есть другие значения?
Это может быть «картина жизни?» (увиденное дома, в
школе, на улице).
Например: если это скачущий лучик солнца?
Учащиеся отвечают музыкальной фразой из
знакомой им песни «Солнца лучик золотой» музыка
Андрея Варламова.
– А музыкант со скрипкой?
Учащиеся отвечают музыкальной фразой из песни
«Волшебный смычок».
– Есть музыка, которая отражает душевное
состояние человека: чувства и мысли, связанные с
его внутренним миром. Но существуют такие
музыкальные произведения, которые передают
настроение связанное с образами природы. Природа
в искусстве одухотворена. Она печальна или
радостна, задумчива или величава: она такова,
какой её видит человек.
Тема природы издавна привлекала музыкантов и
художников. Природа дарила музыке звуки и тембры,
которые слышались в пении птиц, в журчании
ручьёв, в шуме грозы.
– Что же дарила природа художникам? (Краски,
цвета, блики).
– Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 78.
– Что изобразил здесь художник? (Извилистая
дорога, зелёное поле, цветы, деревья, птичка…)
– Как мы можем по-другому сказать, что изображено
на этой картинке?
– Пейзаж?
– Какая музыка рождается у вас при
рассматривании этой картины? (Ласковая, добрая,
звонкая, чистая, благородная)
Песня о жаворонке, летящем в небе. Эта картина
«звучит». В ней есть привкус грусти, ностальгии
по родной русской природе. Это музыкальное
произведение М.И.Глинка сочинил в Италии. Он
скучал по родной русской природе.
– У вас есть желание исполнить это музыкальное
произведение? (Исполняют стоя)
– Под цифрой 2 назовите жанр музыкального
произведения, которое сейчас исполнили. (Романс)
– Теперь обозначьте в ЛИД, в разделе «Могу
назвать изученные жанры» т.е. №4 с помощью
цветного квадратика уровень усвоения.
Физминутка «Успевай, пой»
Класс делится на девочек и мальчиков. Включается фонограмма двух песен В.Шаинского. Учащиеся начинают петь. Вдруг звук исчезает (убавляется), но ребята продолжают петь. Затем звук вновь усиливается. Кто точнее «вложится» в песню «Улыбка» и «Антошка».
– И вновь возвращаемся к теме урока. У музыки и
изобразительного искусства есть множество общих
понятий.
– Назовите, пожалуйста, общие определения,
встречающиеся и в изобразительном искусстве и в
музыке.
– И в музыке и в изобразительном искусстве, как и
в жизни, есть что-то основное, главное:
– ИЗО – это объект. Музыка – главная тема
(солирующий инструмент)
ИЗО |
МУЗЫКА |
||
Оттенки | Краски | mp < > |
m f |
Контраст | Свет и тень | Мажор | Минор |
Фон | Неясные очертания предметов | Темп | Ритм |
Фон | Звучание оркестра придаёт фон солирующему инструменту |
– Перед вами картины знаменитых художников.
Картину «Днепр утром» написал русский живописец
Куинджи Архип Иванович (1841-1910). Его картины
наполнены воздухом, тонкими переливами
различных цветовых оттенков.
А вторую картину «Корабли» написал русский
художник Богаевский Константин Фёдорович (1872-1943).
Пейзажи у Богаевского безлюдны и таинственны, в
них царят тишина и гармония – это мир, где можно
укрыться от тревог и повседневности.
Представьте, что вы композиторы.
– Какой музыкой вы могли бы изобразить то, что вы
видите на картинах? (Чарующая, лиричная,
светлая, ласковая, звучит завороженно,
трогательная, прозрачная, утренняя, рассветная)
– Кто из великих композиторов мог сочинить такую
музыку? (Эдвард Григ)
– Глядя на картины, вы услышали музыку. Как можно
назвать такие картины? (Звучащие)
– Какая из картин созвучна с этим музыкальным
произведением? («Утро» из музыки к драме «Пер
Гюнт» Э.Грига. Инструментальное)
– Какой сюжет является главным в картине? (Первые
лучи восходящего солнца, солнечные зайчики
разбежались по кронам деревьев. Мы становимся
свидетелями нарождающегося дня! Это главное –
восход солнца.)
– Какой сюжет является главным в музыке?
– Как помогают музыкальные инструменты понять
это?
– Кто желает, напишите в тетради для заданий под
цифрой 3. (Звуки флейты вначале звучат так,
чтобы не напугать, не разбудить – это начало
восхода солнца).
– Нарастание звучания духовых деревянных –
солнце поднимается выше и выше.
– Снова главная тема возвращается к «пиано» –
всем еще очень хочется спать.
– Настойчивее, светлее звучат духовые, струнные,
нарождается новый день, и вот он настал.
– Главная тема – тема восходящего солнца.
– Сколько приятных мгновений дарят нам картины
природы! За окном Солнце! Весна! (Исполнение
песни по желанию ребят). Спрашиваю, кто из
учащихся хочет оценить пение одноклассника.
Договариваемся, что будем оценивать? Как?
Договорились: дикцию и настроение песни.
оценка |
||
название песни | дикция | настроение |
«Улыбка» | + |
Закрепление пройденного на уроке
1. Как вы думаете, ребята, что же самым главным, новым было сегодня на уроке музыки? (За самый точный ответ учащийся получает медаль, на которой надпись «Сказано здорово, просто и ясно!»).
2. Почему Чайковский так сказал о Григе: «Григ сулил сразу и навсегда завоевать русские сердца»? (Потому что и Чайковский, и Григ любили родную природу. Интонация музыкальных произведений Э. Грига похожа на интонацию русской народной песни. Музыка учит любить, охранять, беречь родные просторы. А тот, кто охраняет природу – это человек с добрым чутким сердцем).
3. Как вы понимаете значение этих слов?
«О, если б мог в свои объятья
Я…всю природу заключить!»А. Толстой
(За самый точный ответ учащийся получает медаль, на которой надпись: «Научи меня делать так же!»)
– Спасибо за урок.