Цель урока:
1. учащиеся должны знать:
- что такое традиции и обычаи;
- роль традиций и обычаев в жизни современного человека
2. учащиеся должны уметь:
- характеризовать современные обычаи и традиции в жизни современного человека и семьи;
- представлять, какую роль играют традиции в современной жизни нашего народа;
- актуализировать личные ценности с традициями с ценностями предшествующих поколений, семьи, современного общества и государства
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Оргмомент. Учитель специально нарочито не здоровается как обычно. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как традиции семьи вливаются в традиции страны. Повторение 1. Сначала давайте вспомним, что такое семья? Что она дает нам? На доске учитель составляет логическую схему ответов, выражает благодарность за умные правильные высказывания (приложение №1) Чем одна семья отличается от другой? Назовите виды семьей, с которыми мы познакомились. На доске учитель составляет логическую схему ответов, выражает благодарность за умные правильные высказывания (приложение №2) Группа исследователей провела опрос учащихся вашего класса и сделала анализ видов семей в вашем классе. Послушаем их выводы.
Показывает видеоролик о деятельности исследователей 5 Б (приложение №5) Учитель выражает благодарность за умные правильные высказывания Поиграем и выясним, какие вы специалисты "Умники" в семейной терминологии. Игра "Угадай! Кто есть кто?" Учитель задает фронтальный вопрос, на который требуется моментальный ответ учащихся. Выигрывает тот, кто больше получил правильных ответов (приложение № 3) Учитель завершает игру вопросом: Чем отличается одна семья от другой? Изучение нового материала Учитель предлагает. Давайте разберемся, что такое обычаи и традиции в семье? Возьмите в руки инструкционную карту и выполните первое задание (приложение 4) Что общего и в чем различия между обычаем и традицией? Учитель выражает благодарность за умные правильные высказывания. На уроках истории и права мы говорили, что чем сложнее были отношения в обществе, тем больше возникала необходимость между людьми в общении, тем сложнее становились их контакты. Образ жизни, обряды, ритуалы, язык, искусство, а позднее и наука- все составляло единое целое. Обычай и традиции приводили жизнь человека в определенный порядок. Какие же бывают виды традиций? На вашей инструкционной карте вы должны будете выделить эти виды, послушав какие традиции распространены в семьях ваших одноклассников. Оказывает помощь в выступлении учащихся с видеопрезентациями Учитель проверяет сделанное классом задание №2 по видам традиций и корректирует сделанное Рефлексия Какие виды традиций есть в вашей семье, заполните задание № 3 дома, советуясь с родителями. Задание № 4 постарайтесь выполнить сейчас, ответьте на вопрос: Зачем традиции нужны мне? Учитель проверяет сделанное задание и корректирует. Мозговая штурм В этом году наша страна отмечает Великую дату, связанную с Великой Победой в Великой Отечественной войне. Давайте посоветуемся и подумаем, как наша школа и класс может поддержать эту традицию. Учитель выслушивает учащихся, делает записи на доске. Эти предложения направим в совет школы и подключимся к их реализации. Ребята к нам пришли на урок гости, какой обычай я нарушила в самом начале урока? Извините, гости дорогие, не из- за злого умысла, а дабы поучить чад наших, нарушен был этот обычай. Будьте здоровы, примите от нас хлеб, соль: Благодарю детушки вас за урок, а вам гости дорогие за терпение. Обычаи, традиции, которые вложил в нас наш народ, семьи и государство мы не только помним, но и поддерживаем!!! |
Приветствуют учителя стоя, садятся
Учащиеся дают ответ
Учащиеся дают ответ
Учащиеся выступают с информацией о различных видах семей, делают вывод, что при исследовании они не нашли несчастливых семей, т.к. даже в неполных семьях мамы и папы делали все что бы было тепло и уютно всем в доме. Учащиеся играют, закрепляя изученный материал. Вероятные ответы учащихся: составом, правилами, обычаями и традициями:
Учащиеся работают со своей инструкционной картой и выполняют первое задание. При необходимости советуются в парах. Отвечают.
Выступления учащихся с видеопрезентациями (приложение 6, приложение 7, приложение 8, приложение 9, приложение 10)
Учащиеся класса корректируют сделанное. Учащиеся работают со своей инструкционной картой, выполняют 4 задание. Отвечают.
Мозговой штурм 1-2 минуты. Выступления учащихся
Ребята отвечают: не поздоровалась и не представила гостей
Ученица в русском национальном костюме вручает гостям хлеб-соль. |