Традиции семьи в традициях страны. Интегрированный урок по обществознанию в 5-м классе

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель урока:

1. учащиеся должны знать:

  • что такое традиции и обычаи;
  • роль традиций и обычаев в жизни современного человека

2. учащиеся должны уметь:

  • характеризовать современные обычаи и традиции в жизни современного человека и семьи;
  • представлять, какую роль играют традиции в современной жизни нашего народа;
  • актуализировать личные ценности с традициями с ценностями предшествующих поколений, семьи, современного общества и государства
Деятельность учителя Деятельность ученика
Оргмомент.

Учитель специально нарочито не здоровается как обычно.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как традиции семьи вливаются в традиции страны.

Повторение

1. Сначала давайте вспомним, что такое семья?

Что она дает нам?

На доске учитель составляет логическую схему ответов, выражает благодарность за умные правильные высказывания (приложение №1)

Чем одна семья отличается от другой? Назовите виды семьей, с которыми мы познакомились.

На доске учитель составляет логическую схему ответов, выражает благодарность за умные правильные высказывания (приложение №2)

Группа исследователей провела опрос учащихся вашего класса и сделала анализ видов семей в вашем классе. Послушаем их выводы.

  • У меня будет ко всем вам вопрос?
  • Есть ли здесь несчастливые семьи?

Показывает видеоролик о деятельности исследователей 5 Б (приложение №5)

Учитель выражает благодарность за умные правильные высказывания

Поиграем и выясним, какие вы специалисты "Умники" в семейной терминологии.

Игра "Угадай! Кто есть кто?"

Учитель задает фронтальный вопрос, на который требуется моментальный ответ учащихся. Выигрывает тот, кто больше получил правильных ответов (приложение № 3)

Учитель завершает игру вопросом:

Чем отличается одна семья от другой?

Изучение нового материала

Учитель предлагает.

Давайте разберемся, что такое обычаи и традиции в семье?

Возьмите в руки инструкционную карту и выполните первое задание (приложение 4)

Что общего и в чем различия между обычаем и традицией?

Учитель выражает благодарность за умные правильные высказывания.

На уроках истории и права мы говорили, что чем сложнее были отношения в обществе, тем больше возникала необходимость между людьми в общении, тем сложнее становились их контакты. Образ жизни, обряды, ритуалы, язык, искусство, а позднее и наука- все составляло единое целое. Обычай и традиции приводили жизнь человека в определенный порядок.

Какие же бывают виды традиций?

На вашей инструкционной карте вы должны будете выделить эти виды, послушав какие традиции распространены в семьях ваших одноклассников.

Оказывает помощь в выступлении учащихся с видеопрезентациями

Учитель проверяет сделанное классом задание №2 по видам традиций и корректирует сделанное

Рефлексия

Какие виды традиций есть в вашей семье, заполните задание № 3 дома, советуясь с родителями.

Задание № 4 постарайтесь выполнить сейчас, ответьте на вопрос:

Зачем традиции нужны мне?

Учитель проверяет сделанное задание и корректирует.

Мозговая штурм

В этом году наша страна отмечает Великую дату, связанную с Великой Победой в Великой Отечественной войне. Давайте посоветуемся и подумаем, как наша школа и класс может поддержать эту традицию.

Учитель выслушивает учащихся, делает записи на доске. Эти предложения направим в совет школы и подключимся к их реализации.

Ребята к нам пришли на урок гости, какой обычай я нарушила в самом начале урока?

Извините, гости дорогие, не из- за злого умысла, а дабы поучить чад наших, нарушен был этот обычай.

Будьте здоровы, примите от нас хлеб, соль:

Благодарю детушки вас за урок, а вам гости дорогие за терпение.

Обычаи, традиции, которые вложил в нас наш народ, семьи и государство мы не только помним, но и поддерживаем!!!

Приветствуют учителя стоя, садятся

 

 

 

Учащиеся дают ответ

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают ответ

 

Учащиеся выступают с информацией о различных видах семей, делают вывод, что при исследовании они не нашли несчастливых семей, т.к. даже в неполных семьях мамы и папы делали все что бы было тепло и уютно всем в доме.

Учащиеся играют, закрепляя изученный материал.

Вероятные ответы учащихся: составом, правилами, обычаями и традициями:

 

 

 

 

Учащиеся работают со своей инструкционной картой и выполняют первое задание.

При необходимости советуются в парах.

Отвечают.

 

 

 

Выступления учащихся с видеопрезентациями

(приложение 6, приложение 7, приложение 8, приложение 9, приложение 10)

 

Учащиеся класса корректируют сделанное.

Учащиеся работают со своей инструкционной картой, выполняют 4 задание.

Отвечают.

 

 

Мозговой штурм 1-2 минуты. Выступления учащихся

 

 

 

 

Ребята отвечают:

не поздоровалась и не представила гостей

 

 

Ученица в русском национальном костюме вручает гостям хлеб-соль.