В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чтобы быть уверенными, что дети вырастут настоящими гражданами, необходимо уже с дошкольного возраста знакомить их с историей Родины.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Амурск – маленький городок в Хабаровском крае. И, как любой город, он имеет свою историю, традиции, свой герб. Любовь к родному городу, интерес к его истории, уважение к людям, живущим в нем – это прекрасные чувства, которые прививают педагоги нашего детского сада своим воспитанникам, маленьким гражданам Амурска.
Хочу поделиться опытом своей работы в нашем дошкольном учреждении.
В нашей группе был разработан проект “Мы – АМУРЧАТА”.
Цель:
- Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу. Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
Задачи:
- Познакомить детей с историей родного города. Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о городе, его достопримечательностях.
- Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме. Развивать любознательность, наблюдательность.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой город; уважения к своей малой родине, ее природе, обычаям, традиция. Воспитывать желание лучше узнать историю своего города. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного города.
Гипотеза:
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. В результате работы наша цель будет достигнута.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на уважение к своей малой родине.
Данный проект осуществлялся на базе МДОУ №15 в подготовительной группе “Почемучки” под руководством воспитателя Адягаевой Т.Ф.
Проект реализовался в совместной деятельности детей-педагога-родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Этапы проекта.
1 этап. Целеполагание.
Узнать больше об истории родного города; о том, как старшее поколение семьи участвовало в строительстве города, о достопримечательностях города.
2 этап. Разработка проекта.
1.Сбор информации об истории города, первостроителях, о достопримечательностях города.
2. Знакомство с экспозицией “Так начинался город”.
3. Подбор фотографий об истории города, из семейных архивов воспитанников.
3 этап. Выполнение проекта.
Рисование “Мой город”, “Моя улица”. Конструирование “Наша улица”.
Составление рассказов, чтение литературы об Амурске.
Фото-выставка “Тебе, мой город, посвящаем!”.
Экскурсия по улицам города, в музей.
Встреча с первостроителя города, с мэром города Борисом Петровичем Редькиным.
Дидактическая игра “Почта”, “Дострой дом”; игра с песком “Так начинался город”; сюжетно-ролевая игра “Путешествие на автобусе по городу”.
Заполнение карты города (отмечаем на карте города места, где мы побывали).
4 этап. Подведение итогов.
Игра-викторина “Знатоки города”
Оформление:
1.Стенд “Путешествие по городу”.
2. Карта города.
3. Выставка фотографий, рисунков.
Пути реализации проекта.
Тема | Цели | Пути достижения цели | Оснащение | Преемственность: детский сад-семья |
Рассказ воспитателя о городе, в котором живут дети, об его истории, о первостроителях! | Расширять представления детей о родном городе, его прошлом, о трудовых подвигах первостроителей. Развивать интерес к прошлому и настоящему своего города; воспитывать уважение и гордость за то, что живут в замечательном городе. Поощрять детей за попытки делиться своими сведениями об Амурске. | Рассказ воспитателя с показом
материала на слайдах. Рассказ детей о работе своих родителей. |
Книга “Амурск – город молодых”. Альбом “Так начинался город”. Диск с записью “Мой город”. |
Просмотр передач местного телевидения “Амурску 51” |
Рассказы с использованием фотографий о том, как родственники детей участвовали в строительстве города. | Продолжать учить детей рассказывать о
родном городе по фотографиям. Упражнять в
употреблении простых, сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений. Развивать умение составлять небольшие рассказы по фотографиям, используя рассказ педагога как образец. Воспитывать любовь к родному городу. |
Рассматривание фотографий, принесенных
детьми. Посещение памятных мест города (Памятный
камень на берегу Амура и др.) Рассказы детей из личного опыта по фотографиям. Рассматривание символики Амурска. |
Посещение краеведческого музея. Встреча с первостроителями. Фотографии детей у памятных мест Амурска, в музее. Аудиозапись гимна нашего города. |
Экскурсия по городу. Чтение рассказов из газеты “Амурский вестник”. Песни, стихи об Амурске. |
Экскурсия в краеведческий музей.
Знакомство с экспозицией “Так начинался город”. Рассматривание орудий труда первостроителей, предметов быта, первого жилья. |
Продолжать знакомить детей с историей
Амурска. Воспитывать уважение к людям, построившим город. Вызвать желание делать добрые дела для города. |
Рассматривание фотографий, прогулка по улицам города. | Альбом “Так начинался город”. Чтение стихотворений об Амурске местных поэтов. |
Стихи из местной газеты. Подборка рассказов о первостроителях. |
Беседа об улицах нашего города. | Расширять представление детей о родном городе, его улицах. Сформировать представление детей об улицах, находящихся в ближайшем окружении детей. Развивать умение рассказывать о месте, где живут. Воспитывать любовь к малой Родине. | Рассматривание книг о городе. Дидактическая игра “Подбери слово”. Рассказы детей о своей улице. Дидактическое упражнение “Назови свой адрес”. |
Книги об Амурске. Дидактическая игра “Почта”. Фотоальбом “Мой город” |
Посещение красивых мест города. Рассматривание фотографий. |
Рисование “Мой город”. | Учить детей в своих рисунках передавать красоту своего города, рисовать разные дома. Отражать в рисунках свое отношение к городу. | Прогулки по улицам Амурска. Рассматривание фотографий. Прослушивание песен об Амурске. |
Фотографии города. Аудиозапись песен об Амурске. | Посещение выставок работ местных
художников, выставки детских работ в школе
искусств. Прогулка в парковую зону, по улицам города. |
Очень надеемся, что совместная работа воспитателей, родителей, детей группы по патриотическому воспитанию будет способствовать формированию у детей чувства любви, заботы, взаимопонимания к людям старшего поколения, желание хранить и уважать свою историю, свое наследие.