Занимательный русский язык во 2-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Дать понятие фразеологизмов.
  • Познакомить с источниками фразеологических выражений.
  • Развивать внимание, память, мышление, речь, творчество.
  • Расширять словарный запас учащихся.
  • Совершенствовать интонирование.

Форма работы: групповая (3 группы).

Оборудование: Фразеологические словари, игрушка зайца.

Каждый оценивает свою работу в группе по пятибалльной системе.

Ход занятия

Организационный момент

Работа по теме: "Сила слова - беспредельна"

"Нет слова, которое было бы
так размашисто, бойко, так
вырвалось бы из-под самого
сердца, так бы кипело и
животрепетало, как метко
сказанное русское слово".
(Гоголь Н.В.)

Вступительное слово учителя.

Ребята, по своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его звуковая оболочка (буквенная, графическая - на письме), а внутренняя - его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, а без внутренней - не может быть понято. Скажите, цель нашего занятия - какая сторона слова? (Внутренняя - смысловая).

В конце занятия каждый должен будет оценить свою работу в группе по пятибалльной системе.

Отрабатываем умение различать смысловое значение слова.

1 задание (всем). Можно пользоваться записями в тетрадях. Кто больше подберет синонимов для характеристики прилежного ученика (1 мин.).

Читает та группа, которая подобрала больше синонимов. Другие дополняют.

2 задание. Работа цепочкой (если группа не отвечает, то другая помогает).

Подбери антоним.

Есть люди добрые и (злые)
храбрые и (трусливые)
умные и (глупые)
красивые и (уродливые)
здоровые и (больные)
веселые и (угрюмые)
старые и (молодые)
прямые и (скрытные)
откровенные и (хитрые).

3 задание. Укажите, к какой группе слов относятся выделенные слова.

(НА ДОСКЕ) Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. (омонимы)

4 задание. Продолжаем работать с омонимами.

Найдите омонимы в тексте. Определите, к какой группе относятся. Выразительно прочитать.

1 часть (омоформы)

"Дочь грома - капля - егоза,
Кончая свой высотный путь
Летела с круч, закрыв глаза
В лицо Земли, боясь взглянуть
Скользнув с небесного стекла, (глаг.)
В ладонь цветка она стекла. (сущ.)
(Л. Коптырев)

2 часть (омофоны)
"Вы щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите-ж, не болтайте,
А не то поколочу".
(А.С. Пушкин)

3 часть (омографы)
"Пересохла глина
Рассердилась Нина
Не мука, а мука -
Поварам наука".
(Я. Козловский)

Фразеологизмы. Работа по теме.

Говоря о смысловом значении слова, мне бы хотелось познакомить вас с еще одним термином в лексике русского языка - ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Фразеологизмы являются одним из средств образной и выразительной речи. В словаре Ожегова дается такое объяснение этого термина:

"Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому.

Идиома - оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов. Пока эти определения для вас очень непонятны, попробуем в этом разобраться.

Слово учителя.

Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом "рука" имеется более пятидесяти фразеологических оборотов (дети подбирают синонимы).

Валится из рук (не работается).

Дать по рукам (наказать).

Из рук в руки (передать).

Подать руку помощи (помочь).

Итак, фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы: меткие, яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставших "крылатыми" (показать словари).

Одни употребляются в переносном значении: "Цыплят по осени считают" - (о результатах следует судить по окончании дела).

Другие в прямом значении: "Живи для людей, поживут и люди для тебя".

Фразеологизмы представляют собой единое целое.

(Записать в тетрадь): Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Продолжаем знакомиться с фразеологизмами

Я читаю загадку-шутку, а вы называете отгадку:

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь
О них обычно говорят:
Водой ::..(не разольешь).

Мы исходили городок
Буквально вдоль и :::.(поперек)

И так устали мы в дороге,
Что еле-еле ::::(тащим ноги).

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, :::..(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ::::(вянут).

С какими фразеологизмами вы встретились в загадках? Подберите синоним, который объясняет этот фразеологизм. Вопросы есть?

Расширение словарного запаса.

Что это? (Вопросы группам)

А) Его вешают, приходя в уныние,

Его суют всюду (нос).

Б) Не ладоши, а ими хлопают,

Если что-то не понимают

Не цветы, а вянут (уши).

В) Его советуют искать в поле,

На него бросают слова и деньги,

Кто их не ценит (ветер).

А сейчас поиграем "кто быстрее" (можете пользоваться словарем, только быстро).

Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (по шапке, слово, жару, задний ход)

Идти (в гору, в ногу, своей дорогой)

Встать (не с той ноги, поперек горла)

Держать (себя в руках, ухо востро, камень за пазухой).

(Кто быстрее работал).

Из группы по одному человеку. Кто умеет воображать.

Завязать глаза (3 ч.). Определить, что за игрушка? (Заяц).

На доске записать, что это за игрушка (кто быстрее).

Составьте рассказ о зайце (какой он). 1 мин.

Рассказывают.

А какой фразеологизм можно использовать как синоним к слову "трусливость" - (заячья душа).

Фразеологический словарь подскажет (закладка).

Часто мы используем фразеологизмы, как сравнение. И сталкиваемся с ситуациями, когда поступки человека можно сравнить с действиями животных. Как порой это не обидно.

Попробуйте проявить свои артистические способности в иллюстрации фразеологизмов.

Изображаем жестами, мимикой.

Все попробуем определить, какой фразеологизм.

(хитрая лиса, упрямый баран, голодный волк).

Слово учителя.

Очень часто мы обзываем такими фразеологизмами, не задумываясь над тем, что порой и слово ранит. Поэтому, прежде чем сказать, надо подумать. "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь".

Вот мы и подошли с вами к пословицам - это кладезь народной мудрости.

И сейчас мы с вами займемся речетворчеством.

Объяснить смысл пословицы, при помощи рассказа.

Я вам предлагаю воспользоваться пословицами, которые я для вас приготовила, но это если вы сами ничего не сможете выбрать (из своих запасов).

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (2 ученика. Один учит, а другой бездельничает. Контрольная работа. Один идет улыбается, а другой "еле ноги тащит").

Можно инсценировать.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Обобщение.

Что вы для себя приобрели на нашем занятии?

Значение фразеологизмов в нашей жизни (они делают речь яркой, красочной). Ребята, а почему "сила слова - беспредельна" (помнить, что слово не только лечит, но и ранит).

Подведите итог работы. Оцените себя. Сложите баллы. Ребята, а какая пословица подойдет к окончанию нашего занятия? Мы хорошо с вами поработали.

Кончил дело - гуляй смело.

Спасибо, можете быть свободны.