Пояснительная записка
Элективный курс “Химия в моей будущей профессии” предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Представленный элективный курс является предметно – ориентированным, продолжительность курса - 12 часов, по 2 часа в неделю.
Изучение данного курса содействует расширению кругозора учащихся, знакомит ребят с профессиями, для которых необходимы химические знания, развивает у учеников практические умения и навыки в области химического эксперимента, способствует коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Основой курса является проведение занятий в лабораториях Энгельсского промышленно-экономического техникума, филиала Энгельсского технологического института (филиал) ГОУ ВПО “Саратовский государственный технический университет” и школы для знакомства с такими специальностями как эксперт по качеству промышленных и продовольственных товаров, эколог, технолог полимерных материалов, технолог пищевой промышленности, технолог электрохимик; участие в заключительной конференции по результатам выполненных исследований.
Занятия на территории техникума и университета проводятся с использованием активных форм обучения; демонстрации типового оборудования лаборатории, бесед с преподавателями, студентами, выпускниками, с применением мультимедийных презентаций о профессиях и химическом производстве. Для проведения практических занятий привлекаются студенты-старшекурсники, которые демонстрируют занимательные эксперименты с практической направленностью.
В рамках проведения элективного курса предусматриваются экскурсии на предприятия химического профиля и знакомство с работой лаборанта, технолога, эксперта.
Задачи курса:
- расширение знаний учащихся по предмету;
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- ориентация учащихся на выбор профиля, предусматривающего углубленное изучение химии;
- развитие интереса к химии как важнейшей области будущей практической деятельности;
- знакомство с профессиями, для которых необходимы химические знания;
- отработка навыков обращения с химическими веществами и с соблюдением правил безопасной работы;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Методологический аспект данного курса включает использование личностно-ориентированных технологий обучения, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.
Изучение курса заканчивается защитой творческих проектов, защитой мультимедийной презентации, проводимой в виде круглого стола.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Часы всего | Тз них | Форма проведения занятий | Образовательный продукт | |
Теория | Практика | |||||
1 |
Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний, с химическим направлением. | 2 |
2 |
Беседа, использование ИКТ | Презентация “Химия в профессиональной деятельности человека” | |
2 |
Экскурсия в медицинскую лабораторию; Экскурсия в химическую лабораторию “Lukoil”. Знакомство с работой химика лаборанта-технолога. |
4 |
2 |
2 |
Экскурсия, беседа, съемка видеофильма, подготовка фотоматериала. | Фильм. Презентация: “Профессия химика лаборанта-технолога” |
3 |
Профессия-эксперт по качеству потребительских товаров. Посещение Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ). |
2 |
1 | 1 | Экскурсия-лекция с использованием ИКТ. Практическая работа “Анализ пищевых продуктов”, “Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами” | Фильм, отчет о практической работе. Презентация: “Профессия эксперта по качеству потребительских товаров |
4 |
Знакомство с профессией: инженера-технолога на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ). | 2 |
1 | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа: “Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров” |
Презентация по итогам практической работы. |
5 |
Химия в профессиях, необходимых человеку. Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ | 2 |
2 | Конференция с использованием ИКТ. | Фильм-презентация: “Химия в моей будущей профессии” |
Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний.
Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания. Знакомство с профессиями: лаборанта, эколога, эксперта, технолога.
Тема 2. Экскурсия в медицинскую лабораторию.
Экскурсия в химическую лабораторию “Lukoil”.
Знакомство с работой химика лаборанта-технолога.
Экскурсии с целью знакомства с работой лаборанта в медицинском учреждении, съемка видеофильма. Современная медицинская лаборатория, изучение оборудования, приборов. Профессия инженера - технолога на промышленном предприятии. Оборудование современных промышленных лабораторий.
Тема 3. Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.
Посещение Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ).
Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.
Практическая работа: “Анализ пищевых продуктов”, “Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами” с целью познакомить учащихся на практике с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.
Тема 4. Знакомство с профессией: инженера-технолога на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ).
Беседа о специальностях, связанных с химией, в СГТУ на факультете химических технологий, специальность: химическая технология пластмасс и эластомеров. Знакомство с новыми полимерными материалами, современные требования к ним. Экологическая обстановка на территории Саратовской области, задачи эколога в современном обществе.
Практическая работа: “Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров”.
Тема 5. Химия в профессиях, необходимых человеку. Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ.
Роль химических знаний и их применение в современной жизни. Представление профессий, с которыми учащиеся познакомились в СГТУ и ЭПЭТ. Особенности работы эксперта – лаборанта, эколога, инженера – технолога, перспективы и совершенствования этих специальностей.
Разработка итогового занятия сетевого элективного курса:
“Химия в моей будущей профессии”
1. Вводное слово учителя о значимости химических знаний в жизни современного общества, о необходимости применения их в быту.
Рассказ учителя о химии, как науки, тесно связанной со многими сферами человеческой деятельности – от медицины до сельского хозяйства, от материаловедения до микроэлектроники, от экологии до энергетики, от добычи и переработки полезных ископаемых, до захоронения бытовых, промышленных отходов.
Учитель о профессиях, в которых необходимы химические знания, области их применения, перспективы.
Рассказ о химической технологии, как науки о химических производствах - профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся к будущей деятельности в химической отрасли.
2. Учащиеся представляют компьютерные
презентации о профессиях, связанных с химией:
Рассказывают о специальностях, где необходимость в химических знаниях велика, о перспективных химических направлениях, о задачах, которые стоят перед химиками, о вузах, которые готовят специалистов - химиков в Саратовской области.
3. Представление видеофильма-презентации:
“Современная химическая лаборатория”
Отчет о проведении экскурсии в лаборатории “Детская городская больница №1” г. Энгельса и лаборатории предприятия “Lukoil”. Кабинет и обязанности врача-лаборанта, знакомство с современным оборудованием, приборами, химической посудой.
4. Учитель представляет презентацию о высших учебных заведениях, техникумах и специальностях, связанных с химией.
5. Учащиеся предлагают аудитории видео-репортаж с экспертной площадки Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ) и филиала Саратовского государственного политехнического университета (СГТУ). Учащиеся, которые не посещали занятия элективного курса, знакомятся через видео-презентацию с профессиями химика-технолога полимерных материалов (пластмасс и эластомеров), эколога, эксперта по качеству промышленных и продовольственных товаров, химик-технолог пищевой промышленности, технолог-электрохимик; знакомятся с экспертной работой, которую ребята проводили в техникуме и институте:
- анализ пищевых продуктов,
- оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами,
- исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров.
Рассказывают о современных направлениях химической технологии, с которыми познакомились в стенах вуза и техникума; о биохимических аспектах анализа пищевых продуктов; о новых композиционных материалах, таких как металлокерамика, полимерные и металлические матрицы с углеродными, карбидными и другими армирующими волокнами, стеклоткани с различной пропиткой; о создании новых высокоспецифичных лекарственных препаратов на основе комплексных соединений редких металлов. Основы плазмохимической переработки сырья.
6. Ответы на вопросы аудитории.
7. Заключительное слово учителя
Представление буклета-визитки: “Химия и моя будущая профессия”, подготовленного учащимися по результатам занятий элективного курса.