Разработка сетевого элективного курса "Химия в моей будущей профессии"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Элективный курс “Химия в моей будущей профессии” предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Представленный элективный курс является предметно – ориентированным, продолжительность курса - 12 часов, по 2 часа в неделю.

Изучение данного курса содействует расширению кругозора учащихся, знакомит ребят с профессиями, для которых необходимы химические знания, развивает у учеников практические умения и навыки в области химического эксперимента, способствует коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Основой курса является проведение занятий в лабораториях Энгельсского промышленно-экономического техникума, филиала Энгельсского технологического института (филиал) ГОУ ВПО “Саратовский государственный технический университет” и школы для знакомства с такими специальностями как эксперт по качеству промышленных и продовольственных товаров, эколог, технолог полимерных материалов, технолог пищевой промышленности, технолог электрохимик; участие в заключительной конференции по результатам выполненных исследований.

Занятия на территории техникума и университета проводятся с использованием активных форм обучения; демонстрации типового оборудования лаборатории, бесед с преподавателями, студентами, выпускниками, с применением мультимедийных презентаций о профессиях и химическом производстве. Для проведения практических занятий привлекаются студенты-старшекурсники, которые демонстрируют занимательные эксперименты с практической направленностью.

В рамках проведения элективного курса предусматриваются экскурсии на предприятия химического профиля и знакомство с работой лаборанта, технолога, эксперта.

Задачи курса:

  • расширение знаний учащихся по предмету;
  • повышение интереса к изучаемому предмету;
  • ориентация учащихся на выбор профиля, предусматривающего углубленное изучение химии;
  • развитие интереса к химии как важнейшей области будущей практической деятельности;
  • знакомство с профессиями, для которых необходимы химические знания;
  • отработка навыков обращения с химическими веществами и с соблюдением правил безопасной работы;
  • развитие учебно-коммуникативных умений.

Методологический аспект данного курса включает использование личностно-ориентированных технологий обучения, имеющих целью способствовать процессу самоопределения учащихся.

Изучение курса заканчивается защитой творческих проектов, защитой мультимедийной презентации, проводимой в виде круглого стола.

Учебно-тематический план

Тема занятия Часы всего Тз них Форма проведения занятий Образовательный продукт
Теория Практика

1

Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний, с химическим направлением.

2

2

  Беседа, использование ИКТ Презентация “Химия в профессиональной деятельности человека”

2

Экскурсия в медицинскую лабораторию;

Экскурсия в химическую лабораторию “Lukoil”. Знакомство с работой химика лаборанта-технолога.

4

2

2

Экскурсия, беседа, съемка видеофильма, подготовка фотоматериала. Фильм. Презентация: “Профессия химика лаборанта-технолога”

3

Профессия-эксперт по качеству потребительских товаров.

Посещение Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ).

2

1 1 Экскурсия-лекция с использованием ИКТ. Практическая работа “Анализ пищевых продуктов”, “Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами” Фильм, отчет о практической работе. Презентация: “Профессия эксперта по качеству потребительских товаров

4

Знакомство с профессией: инженера-технолога на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ).

2

1 1 Лекция с элементами беседы.

Практическая работа: “Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров”

Презентация по итогам практической работы.

5

Химия в профессиях, необходимых человеку. Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ

2

  2 Конференция с использованием ИКТ. Фильм-презентация: “Химия в моей будущей профессии”

Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Профессии в медицине, пищевой, нефтяной промышленности с применением химических знаний.

Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания. Знакомство с профессиями: лаборанта, эколога, эксперта, технолога.

Тема 2. Экскурсия в медицинскую лабораторию.

Экскурсия в химическую лабораторию “Lukoil”.

Знакомство с работой химика лаборанта-технолога.

Экскурсии с целью знакомства с работой лаборанта в медицинском учреждении, съемка видеофильма. Современная медицинская лаборатория, изучение оборудования, приборов. Профессия инженера - технолога на промышленном предприятии. Оборудование современных промышленных лабораторий.

Тема 3. Профессия - эксперт по качеству потребительских товаров.

Посещение Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ).

Беседа о специальностях, связанных с химией на базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы; привлечение выпускников техникума, лекторий преподавателей.

Практическая работа: “Анализ пищевых продуктов”, “Оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами” с целью познакомить учащихся на практике с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.

Тема 4. Знакомство с профессией: инженера-технолога на базе филиала Саратовского государственного технического университета (СГТУ).

Беседа о специальностях, связанных с химией, в СГТУ на факультете химических технологий, специальность: химическая технология пластмасс и эластомеров. Знакомство с новыми полимерными материалами, современные требования к ним. Экологическая обстановка на территории Саратовской области, задачи эколога в современном обществе.

Практическая работа: “Исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров”.

Тема 5. Химия в профессиях, необходимых человеку. Отчет о проделанной работе на площадках СГТУ и ЭПЭТ.

Роль химических знаний и их применение в современной жизни. Представление профессий, с которыми учащиеся познакомились в СГТУ и ЭПЭТ. Особенности работы эксперта – лаборанта, эколога, инженера – технолога, перспективы и совершенствования этих специальностей.

Разработка итогового занятия сетевого элективного курса:

“Химия в моей будущей профессии”

1. Вводное слово учителя о значимости химических знаний в жизни современного общества, о необходимости применения их в быту.

Рассказ учителя о химии, как науки, тесно связанной со многими сферами человеческой деятельности – от медицины до сельского хозяйства, от материаловедения до микроэлектроники, от экологии до энергетики, от добычи и переработки полезных ископаемых, до захоронения бытовых, промышленных отходов.

Учитель о профессиях, в которых необходимы химические знания, области их применения, перспективы.

Рассказ о химической технологии, как науки о химических производствах - профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся к будущей деятельности в химической отрасли.

2. Учащиеся представляют компьютерные презентации о профессиях, связанных с химией:

  • химик-технолог
  • эксперт-лаборант
  • эколог
  • криминалист
  • химик-исследователь
  • химик-преподаватель
  • биохимик
  • фармаколог

Рассказывают о специальностях, где необходимость в химических знаниях велика, о перспективных химических направлениях, о задачах, которые стоят перед химиками, о вузах, которые готовят специалистов - химиков в Саратовской области.

3. Представление видеофильма-презентации:

“Современная химическая лаборатория”

Отчет о проведении экскурсии в лаборатории “Детская городская больница №1” г. Энгельса и лаборатории предприятия “Lukoil”. Кабинет и обязанности врача-лаборанта, знакомство с современным оборудованием, приборами, химической посудой.

4. Учитель представляет презентацию о высших учебных заведениях, техникумах и специальностях, связанных с химией.

5. Учащиеся предлагают аудитории видео-репортаж с экспертной площадки Энгельсского профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ) и филиала Саратовского государственного политехнического университета (СГТУ). Учащиеся, которые не посещали занятия элективного курса, знакомятся через видео-презентацию с профессиями химика-технолога полимерных материалов (пластмасс и эластомеров), эколога, эксперта по качеству промышленных и продовольственных товаров, химик-технолог пищевой промышленности, технолог-электрохимик; знакомятся с экспертной работой, которую ребята проводили в техникуме и институте:

  • анализ пищевых продуктов,
  • оценка качества коровьего молока органолептическими и химическими методами,
  • исследование свойств современных полимерных материалов и эластомеров.

Рассказывают о современных направлениях химической технологии, с которыми познакомились в стенах вуза и техникума; о биохимических аспектах анализа пищевых продуктов; о новых композиционных материалах, таких как металлокерамика, полимерные и металлические матрицы с углеродными, карбидными и другими армирующими волокнами, стеклоткани с различной пропиткой; о создании новых высокоспецифичных лекарственных препаратов на основе комплексных соединений редких металлов. Основы плазмохимической переработки сырья.

6. Ответы на вопросы аудитории.

7. Заключительное слово учителя

Представление буклета-визитки: “Химия и моя будущая профессия”, подготовленного учащимися по результатам занятий элективного курса.