Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний, формирование умения определять способы выражения дополнений, определений, обстоятельств.
Задачи:
- воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
- образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнений, определений, обстоятельств.
- развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.
Методы: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование и средства: видеопроектор; презентации; три набора карточек-терминов для работы в группах; тексты для комплексного анализа; разноуровневые карточки контроля.
Оформление доски:
Тема урока.
Этапы урока:
Организационный момент. Работа над ошибками.
Повторение изученного. Работа в группах.
Закрепление материала. Работа с текстом.
Контроль. Выполнение самостоятельной работы.
Домашнее задание.
Ход урока
I) Работа над ошибками.
На прошлом уроке была проверочная работа на знание главных членов предложения, умение определять типы сказуемых, умение находить их в предложении и ставить тире между ними, где это необходимо. Рассмотрим самые характерные ошибки. Ученик, который не допустил ошибок, вызывается к доске сделать синтаксический разбор. Предложение заранее написано на доске.
На другой части доски записаны предложения из текста предыдущей проверочной работы, вызвавшие затруднения в постановке знаков препинания.
Далее идет работа по презентации “Тире между подлежащим и сказуемым”.
– Дома доделаете работу над ошибками, а теперь посмотрите на доску, где ученик, не допустивший ошибок в проверочной работе, сделал полный синтаксический разбор предложения, находя не только главные, но и второстепенные члены предложения.
Ученик выразительно читает предложение и делает синтаксический разбор.
Называет словосочетания, указывая способы подчинительной связи.
– Все ли согласны с разбором, что вызывает сомнение?
II) Повторение изученного:
– Итак, на прошлых уроках мы изучали второстепенные члены предложения. Как вы считаете, на какую отметку сегодня вы знаете материал о второстепенных членах предложения? (Несколько учеников попросить озвучить вслух). Надеюсь, что те, кто не уверен в своих знаниях, смогут исправить ситуацию. И помогут вам в этом одноклассники, которые усвоили и поняли материал.
– Сейчас я предлагаю вам разделиться на три группы, каждая группа получает пакет с одинаковым набором слов-терминов, имеющих отношение к второстепенным членам предложения (Приложение 1). Вам необходимо за одинаковое количество времени выбрать только те термины, которые характеризуют 1-я группа – дополнение, 2-я группа – определение, 3-я группа – обстоятельство. Итогом работы группы будет считаться составление синквейна того или иного второстепенного члена предложения.
Презентация синквейна у доски одним учеником из группы.
III) Закрепление материала. Работа с текстом:
1) А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока.
Цели нашего урока:
- Вспомнить виды второстепенных членов, их значения, к какому члену предложения относятся, основные способы выражения.
- Обобщить известные сведения о второстепенных членах предложения.
- Научиться определять: способы выражения второстепенных членов предложения.
2) Внимательно прочитайте тексты, которые лежат у вас на партах (Приложение 2). Икона “Владимирской Божьей матери, о которой идет речь в тексте, попала на Русь из Византии в начале 12 века (презентация с изображением иконы). Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородничном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сбежав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.
Словарная работа. Значения каких слов вам неизвестны или непонятны?
Фреска –
Аскетизм –
Канон –
Догма –
(Несколько человек работают с толковыми словарями.)
Все остальные ученики выполняют синтаксический разбор последнего предложения (один ученик у доски):
После Куликовской битвы к этому присоединилось также могучее чувство самосознания.
– Остальные задания по тексту выполните дома.
IV) Самостоятельная работа: ребята выбирают карточки по своим силам и “претензиям” (карточки на “3”, “4”, “5” Приложение 3).
Домашнее задание: закончить работу с текстом, составить синквейн о второстепенных членах предложения.