Урок математики в 3-м классе по теме "Приемы устных вычислений для случаев вида 450+30, 620-200"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

обучающая - отрабатывать приёмы вычислений, основанные названии десятичного состава трёхзначных чисел

развивающая - развивать произвольность внимания, аналитико-синтетическую деятельность учащихся и формировать навык самостоятельного построения умозаключений,

воспитательная - воспитание познавательного интереса к учению; стимулирование активного творческого труда.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, к нам на урок пришли гости и мы, как хорошие хозяева поприветствуем их. Теперь сделайте глубокий вдох и медленно выдохните. Садитесь.

Весна всему свой голос дарит -
Воде, листве, земле - всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Всё началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несётся плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвёт,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижёру смотрит в рот. <Приложение 1.Слайд 4>

Какое красивое стихотворение подарил нам поэт. Весной пробуждается природа и к нам возвращаются первые весенние птицы.

2. Устный счёт.

2.1 Логика. <Приложение 1.Слайд 5>

Внимательно посмотрите на волшебное панно, в котором отсутствует один фрагмент. Ваша задача: проанализировать все элементы, установить закономерность и собрать недостающий рисунок. <Рисунок 1>

Ответ.

Какие элементы будем анализировать?

- форма хвоста

- направление крыла

- направление и форма лапок

2.2 Усложняем нашу задачу. <Приложение 1.Слайд 6>

Правильно ответив на вопросы теста, вы узнаете название редкой птицы Дальнего Востока, занесённой в “Красную книгу”.

Тест

1. Указать число, состоящее только из сотен и десятков: а) 396 е) 65 и) 603 о) 850

2. Указать число, состоящее из 5 сотен и 7 единиц:

а) 57 6) 570 в) 507 г) 705

3. Указать рад чисел, расположенных: в порядке возрастания:

л) 221, 212, 274, 318, 480,493 н) 212, 221, 274, 318, 480, 493 м) 493, 480, 318, 274, 221, 212

4. Указать число, состоящее из 7 сотен 8 десятков и 5 единиц:

о) 758 п) 857 р) 785 с) 875

5. Закончи высказывание: Единицы складываются с:

м) с сотнями л) с единицами н) с десятками о) не знаю

6. Закончи высказывание. Десятки вычитаются из...:

а) из десятков б) из сотен в) из тысяч г) не знаю

Ключ: <Приложение 1. Слайд 7>

Орлан

Орлан - белохвост открывает весну в наших краях. Он прилетает к нам в конце февраля, начале марта. В конце апреля в Дальневосточных лесах появляются кукушки.

А вы знаете, что в природе насчитывается 136 видов кукушек? (54 вида подкладывают свои яйца в гнёзда к другим птицам, а остальные, 82 вида выращивают своих птенцов сами)

2.3 Дайте характеристику числу 136.

1. Число 136 стоит на 136 месте в ряду чисел.

2. Предыдущее число 135, последующее 137.

3. Число 136 можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 100+30+6

4. Число 136 трёхзначное, записывается тремя цифрами 1, 3, 6.

Цифра 6 обозначает число единиц, цифра 3 – число десятков, цифра 1- число сотен

2.4 Используя цифры 1, 3, 6, запишите все возможные трёхзначные числа.

136 163 361 316 631  613

2.5 Задача.

Следующую редкую птицу Дальнего Востока, занесённую в Красную книгу, вы назовёте мне сами. <Приложение 1.Слайды 8, 9>

Рыбный филин. Назвали его так потому, что он питается рыбой и лягушками, Помогите ему справиться с задачей.

Рыбный филин поймал двух рыб. Одна рыба весом 450 граммов, а вторая 300 граммов. Сколько всего граммов рыбы будет у него на обед?

- Каким действием будем решать задачу? Почему?

3.Актуализация знаний. 450 + 300

- Как можно выполнить вычисления?

1 способ. 45 дес. 4- 30 дес. = 75 дес, или число 750

2 способ (400 + 50) + 300 - (400 + 300) + 50 = 750

4. Отработка приёмов устных вычислений.

(У каждого ученика карточка с вертикальными примерами. Учащиеся решают примеры самостоятельно, записывая ответы справа от черты. Учащиеся с особыми образовательными потребностями решают свои примеры у доски.)

На доске, изображение 3 птиц (аист, дрозд, дятел). <Приложение 1.Слайды 10, 11, 12>

Под каждым из них конверт с ответами (какого цвета карточка - такого цвета и листок с ответом). Ученик, справившийся с заданием, подходит к доске, берет листок и уже на месте сравнивает ответы.

5. Физминутка.

Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой.
- Снова правою ногой,
- После левою ногой,
- Вот тогда придёшь домой.

6. Решение задачи.

Я по дереву стучу,
И жуков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой.
Всё равно ты будешь мой! <Приложение 1.Слайд 13>

Один дятел за день съел 480 личинок жуков, а второй на 70 личинок меньше. Сколько всего личинок жуков съели оба дятла за один день?

- О ком говорится в задаче?

- Сколько их было?

- Что делали дятлы?

- Сколько личинок съел первый дятел?

- Сколько личинок съел второй дятел? (Не известно) Но что об этом говорится?

- Что значит, на 70 личинок меньше? (Столько же, но без 70)

- Что требуется узнать в задаче?

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- А можем ли узнать, сколько личинок съел второй дятел?

- Каким действием? (Почему?)

- Узнав, сколько личинок съел второй дятел, сможем ли узнать общее число личинок?

- Каким действием?

- Итак, сколько действий в задаче?

- Что узнаем в начале?

- Каким действием?

- Что узнаем дальше?

- Каким действием?

7. Отработка приёмов внетабличного умножения и деления.

Работа в парах. Левую часть решает учащийся 1 варианта, правую – учащийся 2 варианта. Выполнив свою карточку, один из учащихся выходит к доске и вписывает свою букву в шифровку.

Cхема

100

69

191

69

90

17

18

м о л о д ц ы

8. Итог урока.