Из опыта преподавания физики ("Электродинамика")

Разделы: Физика


Цель преподавания: сформировать у обучающихся целостное представление о физике, законах и явлениях природы, которые она изучает.

Задачи:

  • обеспечить усвоение обучающимися основного материала всех разделов и тем курса физики;
  • закрепить полученные знания на лабораторных занятиях;
  • научить применять приобретенные сведения для решения различных задач;
  • показать обучающимся современные проблемы физики и техники.

Теоретический материал излагаю крупными блоками, провожу лекции и семинары по учебным темам, даю практические работы, организую специальные уроки решения задач, уроки-консультации. При этом для изучения теоретического материала отвожу, как правило, около 25% учебного времени, выделенного на прохождение темы, для проведения лекций и семинаров - 20%, выполнения практических работ - 20%, для решения задач - 15%, сдачи зачетов и контрольных работ - 15%, оставляю резерв - 5%.

Привожу в качестве примера планирование учебного материала по теме Электродинамика”. На изучение данной темы отводится 74 часа (50 ч. асов в 10 классе и 24 часа в 11 классе).

I. Электростатика (14 ч.)

1 урок. Введение в электродинамику. Электродинамика – как фундаментальная физическая теория.

2 урок. Закон Кулона.

3 урок. Идея близкодействия. Электрическое поле. Напряженность.

4-5 урок. Уроки решения задач на закон Кулона, напряженность электрического поля, принцип суперпозиции.

6 урок. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

7 урок. Энергетические характеристики электростатического поля.

8-9 урок. Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля.

10 урок. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

11-12 урок. Семинар по теме “Электростатика”.

13-14 урок. Контрольная работа по теме “Электростатика”.

II. Постоянный электрический ток (19 ч.)

1 урок. Электрический ток. Условия его существования.

2 урок. Закон Ома для участка цепи.

4 урок. Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома (количественных, качественных, графических, по рисунку)

5 урок. Типы соединения проводников.

6–7 урок. Семинар по теме “ Расчет электрических цепей”.

8 урок. Лабораторная работа “Изучение последовательного и параллельного соединений проводников”.

9 урок. Работа и мощность постоянного тока.

10 урок. Решение задач на расчет работы и мощности тока.

11 урок. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

12-13 урок. Решение задач на закон Ома для полной цепи.

14 урок. Лабораторная работа “ Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока”.

15 урок. Решение экспериментальных задач по теме “Постоянный электрический ток”.

16-17 урок. Зачет по теме “ Постоянный электрический ток”.

18-19 урок. Контрольная работа по теме “Постоянный электрический ток”.

III. Электрический ток в различных средах (17 ч.)

1 урок. Вводное занятие по теме “Электрический ток в различных средах”.

2 урок. Электрический ток в металлах.

3 урок. Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры Сверхпроводимость.

4 урок. Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

5 урок. Семинарское занятие по теме: “Полупроводниковые приборы”.

6 урок. Закономерности протекания тока в вакууме.

7 урок. Электронно-лучевая трубка.

8 урок. Решение задач на движение электронов в электронно-лучевой трубке.

9 урок. Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях.

10 урок. Решение задач на закон электролиза.

11 урок. Лабораторная работа “Определение заряда электрона”.

12 урок. Закономерности протекания электрического тока в газах.

13-14 урок. Семинарское занятие по теме “Электрический ток в различных средах”.

15 урок. Зачет по теме “Электрический ток в различных средах”

16-17 урок. Контрольная работа по теме “Электрический ток в различных средах”.

IV. Магнитное поле (12 ч.)

1 урок. Стационарное магнитное поле.

2 урок. Решение задач на применение правила буравчика.

3 урок. Сила Ампера.

4 урок. Лабораторная работа “Наблюдение действия магнитного поля на ток”.

5 урок. Сила Лоренца.

6 урок. Решение задач по теме “Сила Ампера и сила Лоренца”.

7 урок. Магнитные свойства вещества.

8-9 урок. Семинарское занятие по теме “Магнитное поле”.

10 урок. Зачет по теме “Магнитное поле”.

11-12 урок. Контрольная работа “Магнитное поле”.

V. Электромагнитная индукция (12 ч.).

1 урок. Явление электромагнитной индукции.

2 урок. Индукционное электрическое поле (вихревое).

3 урок. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

4 урок. Решение задач на применение правила Ленца.

5 урок. Лабораторная работа “ Изучение явления электромагнитной индукции”.

6 урок. Закон электромагнитной индукции.

7 урок. Решение задач на закон электромагнитной индукции.

8 урок. Семинарское занятие “Вихревые токи и их использование в технике”.

9 урок. Явление самоиндукции . Индуктивность.

10 урок. Семинарское занятие “Электромагнитная индукция”.

11-12 урок. Контрольная работа по теме “Электромагнитная индукция”.

Блок учебного материала по той или иной теме представляет собой краткую конспективную запись основных положений темы, которые должны быть хорошо усвоены обучающимися – так, чтобы на следующем уроке они могли воспроизвести их письменно за 10-15 минут. Например, в разделе “Электростатика” урок “Закон Кулона”, на котором делаются такие конспективно-схематичные записи.

Закон Кулона – один из важнейших опытных законов, используемых при получении основных уравнений электродинамики. История открытия закона и его краткая биография. Определение точечного заряда и устройство крутильных весов (по рисунку учебника).

Поэтапный подход к записи закона Кулона:

1) Исследование зависимости силы взаимодействия F от заряда q1 одного из шариков коромысла весов и заряда q2 неподвижно закрепленного шарика, находящегося на расстоянии r. Радиусы шариков r1 и r2 гораздо меньше r.

2) При изменении r и q2 в 2.4.8 раз изменяют q1 , находят зависимость F(q1):

F~|q1|

3) При неизменных r и q1 изменяют q2 и отыскивают зависимость F(q2):

F~|q2|

F~ при неизменных q1 и q2 изменяют r и находят зависимость F(r ):

F~

4) Объединяя приведенные результаты, получают:

F~

5) Вводят коэффициент пропорциональности

k=9*10Н м/Кл

Получают закон:

, где q,q- модули точечных зарядов,

r- квадрат расстояния между ними.

6) Кулоновская сила подчиняется III закону Ньютона:

7) Электрическая постоянная:

е= 8,85*10Кл/Нм

8) Диэлектрическая проницаемость среды е:

Для любой среды е>1и зависит от самой среды, показывает во сколько раз сила взаимодействия точечных зарядов в вакууме больше их силы взаимодействия в среде:

е=

F - сила взаимодействия двух точечных зарядов в вакууме,

F- в среде.

9) Закон Кулона для среды в СИ:

F=

10) Границы применимости закона.

1. Заряженные тела должны быть точечными: размеры тел много меньше расстояний между ними.

2. Заряженные тела должны быть неподвижными.

Закрепление знаний, умений, навыков

1. На каком расстоянии нужно расположить два заряда: q =5*10Кл и q=6*10Кл, чтобы они отталкивались друг от друга с силой 12*10Н?

2. Два одинаковых положительных заряда находятся на расстоянии 10 мм друг от  друга. Они взаимодействуют с силой 7,2*10Н. Как велик заряд каждого шарика?

Следующий урок начинается с того, что обучающиеся воспроизводят материал первого блока в тетрадях (их работа проверяю, но “2” и “3” в журнал не выставляю, даю возможность обучающимся получить консультацию по данному вопросу во внеурочное время). И только затем на уроке идет изучение следующего блока и разбор соответствующих ему задач.

Фронтальные лабораторные работы организую таким образом.

На предшествующем уроке показываю обучающимся оборудование, которое им понадобится , знакомлю с целью опыта и этапами осуществления, раздаю тетради и прошу дома подготовить таблицы, сделать необходимые записи с тем, чтобы в ходе лабораторной работы не тратить на это время. Обработку результатов ребята делают в классе.

Задачи, в основном обучающиеся решают дома, хотя я провожу специальные уроки решения задач. На них знакомлю школьников с методами, характерными для физических задач рассматриваемой темы, разбираю образцы наиболее трудных задач.

Подборка же типовых задач по каждой теме , которые школьники должны уметь решать . вывешивается в кабинете на стенде. В середине изучения темы провожу консультации, на которой ученик может попросить меня объяснить решение любой задачи.

В конце темы провожу урок-зачет. Зачет провожу по карточкам, в которой 2-3 вопроса.

1-теоретический, 2, 3 - задачи (качественная и расчетная).

Контрольная работа выполняется 2 урока. Структура контрольной работы выдержана в формате ЕГЭ:

1 часть- тест (6 заданий);

2 часть - задачи с кратким решением (6 заданий);

3 часть - задачи с развернутым ответом (3 задания).

Пример. Контрольная работа по теме “Закон Кулона”.

1 часть.

1. Как изменится сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов при уменьшении расстояния между ними в 2 раза?

А. Уменьшится в два раза.

Б. Не изменится.

В. Увеличится в 4 раза.

Г. Уменьшится в 4 раза.

2. Как изменится сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов при увеличении модуля одного из них в 3 раза?

А. Увеличится в 3 раза.

Б. Уменьшится в 3 раза.

В. Увеличится в .

Г. Уменьшится в

3. Какое из приведенных ниже выражений характеризует силу взаимодействия двух точечных зарядов?

А. k

Б.k

В. k

Г. k

4. Какая единица используется для измерения для измерения электрического заряда?

А. Н/Кл

Б. Кл.

В. В.

Г. НКл/м

5. При изменении расстояния между двумя точечными электрическими зарядами сила взаимодействия уменьшилась в 9 раз. Как изменилось расстояние между зарядами?

А. Уменьшилось в 3 раза.

Б. Увеличилось в 9 раз.

В. Увеличилось в 3 раза.

Г. Уменьшилось в 9 раз.

6. Точечным зарядом называется электрический заряд.

Выберите правильное утверждение.

А. Модуль которого во много раз меньше модуля заряда, с которым он взаимодействует.

Б. Помещенный на теле размеры которого малы по сравнению с расстоянием до другого тела, с которым он взаимодействует.

В. Который помещен на материальную точку.

Г. Размеры которого малы.

2 часть.

1. Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1Н. Расстояние между зарядами равно 6 м найти величину этих зарядов.

2. Два заряда по 3.3 *10Кл, разделенные слоем слюды, взаимодействуют с силой 5*10Н. Определите толщину слоя слюды , если её диэлектрическая проницаемость равна 8.

3. Заряд в 1,3 *10Кл в керосине на расстоянии 0,005 м притягивает к себе второй заряд с силой 2*10Н.найдите величину второго заряда. Диэлектрическая проницаемость керосина равна 2.

4. Д ва заряда по 4*10 Кл, разделенные слюдой толщиной 1см, взаимодействуют с силой 1,8.*10Н. Определите диэлектрическую проницаемость слюды.

5. Два заряда, находясь в воздухе на расстоянии 0,05 м, действуют друг на друга с силой 1,2*10Н, а в некоторой непроводящей жидкости на расстоянии 0,12 м с силой 1,5*10 Н. Какова диэлектрическая проницаемость жидкости.

6. На каком расстоянии друг от друга надо расположить два точечных заряда по 5*10Кл, чтобы в керосине сила взаимодействия между ними оказалась равной 0,5Н? Диэлектрическая проницаемость керосина равна 2.

3 часть.

1. Заряды 90 нКл и 10 нКл расположены на расстоянии 4 см друг от друга. Где надо поместить третий заряд, чтобы силы, действующие на него со стороны двух других зарядов, были равны по модулю и противоположны по направлению?

2. На шелковой нити в воздухе висит неподвижно шарик массой 2 г, имеющий заряд 3*10Кл. Определите силу натяжения нити, если под шариком на расстоянии 10 см от него поместить другой шарик с одноименным зарядом 2,4*10Кл.

3. Три одинаковых точечных заряда 20 нКл расположены в вершинах равностороннего треугольника. На каждый заряд действует сила 10 мН. Найти длину стороны треугольника.

Выводы.

Описанная выше методика проведения занятий по физике имеет такие преимущества:

- учебный материал излагается обучающимся четко, сжато, после всего ученик должен обязательно прочитать рекомендуемые параграфы учебного пособия;

- большую часть задач ученики решают самостоятельно, поэтому проявляют определенную заинтересованность в приобретении умения решать задачи;

- обучающиеся заранее знают сроки, когда будет проводиться контроль знаний, имеют возможность получить консультацию по любому вопросу;

- большое количество лабораторных работ позволяет школьникам хорошо усвоить учебный материал;

- строгая дозировка времени на лабораторной, контрольной работах и четкое их планирование приучают обучающихся к собранности, внимательности, аккуратности, они учатся правильно распределять свое время и силы;

- трудности при подготовке контрольных работ, дидактического материала, инструкций перекрываются хорошими знаниями обучающихся.