Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
- Продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.
- Умение ориентироваться в инструментальных тембрах.
2. Развивающие:
- Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- В процессе слушания музыки развивать тембровый слух.
3. Воспитательные:
- Обогащать духовный мир детей.
- Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, набор - пазлы “Скрипка”
Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализа.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
2. Беседа по теме.
(На экране видеофрагмент-показ различных музыкальных инструментов)
Учитель: Сегодня мы c вами побываем на экскурсии в музее музыкальных инструментов, встретимся с одним из музыкальных инструментов и будем слушать необыкновенную музыку. Вам, ребята, предстоит встреча с красивым, будьте внимательны. (Слушание фрагмента из сюиты “Шехеразада”, тема Шехеразады. Н.А.Римский-Корсаков)
Учитель: Ребята, какой инструмент солировал в музыке?
Дети: Скрипка.
Учитель: Действительно, это звучала скрипка. Давайте на неё посмотрим.
(На экране появляется изображение скрипки)
Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.
Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.
Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.
Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.
Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.
Учитель: Я хочу для вас спеть норвежскую народную песню “Волшебный смычок”.
(Учитель задаёт вопросы после пения песни учащимся)
У. -Почему музыкант не захотел продать скрипку?
(Ответы детей)
Д. Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.
- Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.
Учитель: Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?
Дети: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям. Которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.
Продолжение беседы (слушание музыки):
Учитель: Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии.
Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. (Слушание произведения Н.Паганини “Каприс” в видеозаписи)
3. Творческая мастерская.
Учитель: Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить скрипку.
(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение скрипки /по принципу игры в пазлы/, под звуки скрипки, дети “творят”)
4. Завершение урока. Демонстрация выполненных работ.
Используемая литература
1. Э.Финкельштейн “Музыка от А до Я”.
2. А.Клёнов “Там, где музыка живёт”.