Урок музыки для 3-го класса "Музыкальный инструмент – скрипка"

Разделы: Музыка


Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

- Продолжить знакомство с инструментами симфонического оркестра.

- Умение ориентироваться в инструментальных тембрах.

2. Развивающие:

- Умение анализировать, сравнивать, обобщать.

- В процессе слушания музыки развивать тембровый слух.

3. Воспитательные:

- Обогащать духовный мир детей.

- Воспитание потребности в общении с искусством и понимания значения музыки для человека.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный центр, набор - пазлы “Скрипка”

Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализа.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Беседа по теме.

(На экране видеофрагмент-показ различных музыкальных инструментов)

Учитель: Сегодня мы c вами побываем на экскурсии в музее музыкальных инструментов, встретимся с одним из музыкальных инструментов и будем слушать необыкновенную музыку. Вам, ребята, предстоит встреча с красивым, будьте внимательны. (Слушание фрагмента из сюиты “Шехеразада”, тема Шехеразады. Н.А.Римский-Корсаков)

<Приложение 1>

Учитель: Ребята, какой инструмент солировал в музыке?

Дети: Скрипка.

Учитель: Действительно, это звучала скрипка. Давайте на неё посмотрим.

(На экране появляется изображение скрипки)

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.

<Приложение 2>

Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.

<Приложение 3>

Учитель: Я хочу для вас спеть норвежскую народную песню “Волшебный смычок”.

(Учитель задаёт вопросы после пения песни учащимся)

У. -Почему музыкант не захотел продать скрипку?

(Ответы детей)

Д. Благодаря скрипке у музыканта были друзья, которые рады были встрече с ним.

- Скрипка была для музыканта, как самый лучший и близкий друг. Он не хотел предавать эту дружбу, не хотел променять скрипку даже на богатство.

Учитель: Почему люди думали, что смычок у скрипки волшебный?

Дети: Скрипач так хорошо играл на скрипке, что людям. Которые не умеют играть на ней, можно подумать, что музыкант волшебник и играет с помощью волшебного смычка.

Продолжение беседы (слушание музыки):

Учитель: Сегодня весь мир знает скрипача - виртуоза Никколо Паганини из Италии.

<Приложение 4>

Он раскрыл многие возможности скрипки для других музыкантов. Сочинял сам музыку, которая была очень сложна для других скрипачей. (Слушание произведения Н.Паганини “Каприс” в видеозаписи)

3. Творческая мастерская.

Учитель: Давайте, ребята, сделаем подарок для музея музыкальных инструментов, попробуем изобразить скрипку.

(Класс делится на группы и детям предлагается собрать на листах ватмана, используя клей-карандаш, из нескольких фрагментов изображение скрипки /по принципу игры в пазлы/, под звуки скрипки, дети “творят”)

4. Завершение урока. Демонстрация выполненных работ.

Используемая литература

1. Э.Финкельштейн “Музыка от А до Я”.

2. А.Клёнов “Там, где музыка живёт”.