Задачи:
- формировать умение различать имена существительные по значению;
- расширять активный словарь учащихся;
- развивать их орфографическую зоркость, память, внимание, связную речь, мышление;
- стимулировать аналитико-синтетическую деятельность учеников;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, нравственные качества личности, прилежание, интерес детей к урокам русского языка.
Оборудование: рисунок с изображением Имени Существительного; звёздочки со значениями существительных; картинки для игры “Назови одним словом”; таблица; карточки для работы в парах и индивидуальных заданий; мяч; сюжетная картина “Добрые дела зимой”; записи на доске.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Разбор предложения.
Индивидуальный опрос.
- Запишем предложение: “На ветвистом дереве Анна заметила гнездо грача”.
- Дайте характеристику этому предложению.
- Разберите предложение по членам, стрелками укажите связь слов в нём.
Фронтальный опрос.
-Устно повторим разбор предложения.
3. Актуализация знаний учащихся об имени существительном.
- Какую часть речи мы с вами вчера начали изучать?
- Что такое имя существительное? Например, …
- Сегодня Имя cуществительное – наш гость. Посмотрите, какая длинная седая у него борода.
Давно он существует в мире этом,
Даёт названья, имена предметам.
Его вопросы КТО? и ЧТО?
Не перепутает никто.
- Давайте порадуем нашего гостя и найдём существительные в этом предложении.
- Почему вы решили, что это существительные? Докажите.
Вывод:
- Действительно, это имена существительные. Это реальные конкретные предметы, до них можно дотронуться.
4. Введение в тему урока.
- Но всегда ли существительные обозначают конкретный предмет? Можем ли мы с вами дотронуться до ВЕТРА, РАДУГИ, пощупать дождевую ТУЧУ или лёгкое ОБЛАЧКО? Мы можем лишь наблюдать, ощущать эти природные явления. Значит, слова ВЕТЕР, ОБЛАЧКО – существительные. Летом мы можем услышать ЩЕБЕТАНИЕ птички в малиновом кусте, зимой – ХРУСТ снега под ногами. Звуки – это тоже имена существительные. Всему название дано: запахам, окружающим нас, чувствам, которые мы испытываем, поступкам, которые мы совершаем. И все эти названия – имена существительные. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем, и о чём можно спросить, ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО? – имена существительные.
- Сегодня на уроке мы будем учиться различать имена существительные по значению.
5. Объявление темы урока.
- Итак, тема сегодняшнего урока: “Значение имён существительных”.
6. Определение основных значений имён существительных.
-Давайте отгадаем загадки, запишем слова-существительные и попробуем определить их значение. Пропустили строчку, пишем слова через запятую.
- Кто в халате белом занят важным делом? (доктор)
- Громко лает, в дом не пускает. (собака)
- Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (колокольчик)
- Благовест – зовётся он. Это колокольный … (звон)
- Набита пухом, лежит под ухом. (подушка)
- Рукавом махнул, все деревья нагнул. (ветер)
- Души нашей красота, живёт в сердце. (доброта)
- Радостное, долгожданное событие, выходной день. (праздник)
- Укрепит здоровье всех – ходьба, плаванье и … (бег)
- Определим значения данных существительных.
7. Работа с таблицей.
-Что же могут обозначать имена существительные? Приведите свои примеры.
Люди, профессии |
Животные |
Растения |
Вещи |
Явления природы |
Состояние, чувства человека |
Действия |
Звуки |
События |
8. Упражнения на группировку предметов.
Работа в парах.
- Заполните таблицу. Разложите карточки под ней согласно значениям имён существительных.
Люди |
Животные |
Растения |
Вещи |
Явления природы |
События |
Звуки |
Чувства человека |
Слова на карточках: маляр, герой, друг, жук, окунь, медведь, берёза, ромашка, шиповник, лопата, рубашка, тетрадь, снег, дождь, иней, перемена, праздник, победа, плеск, жужжание, свист, радость, тоска, грусть.
Игра “Назови одним словом”.
Я назову сейчас много предметов.
Словом одним назовите всё это.
Стол, шкаф, кресло, кровать –
Как одним словом предметы назвать? (Мебель)
Чашка, тарелка, чайник и блюдце –
Как одним словом они назовутся? (Посуда)
Лодка, автобус, такси, вертолёт –
Общее слово кто назовёт? (Транспорт)
Слива, хурма, банан, абрикос –
То же задание, тот же вопрос. (Фрукты)
Работа по карточкам с записью в тетрадях.
Игра “Четвёртый лишний”
(по вариантам)
- А теперь похожую работу выполните письменно: напишите ряд слов, через тире дайте общее название группе. Но будьте внимательны: в каждом ряду есть лишнее слово – его не пишите.
1-й вариант:
Стрекоза, муха, голубь, комар - …
Дождь, война, метель, туман - …
Победа, прогулка, снег, праздник - …
2-й вариант:
Тюльпан, гвоздика, бабочка, мак - …
Соревнование, дождь, выборы, битва - …
Воробей, орёл, коршун, самолёт - …
10. Физминутка (с мячом, на котором написаны слова: плавание, прыжки, ходьба, бег, наклоны).
- Читайте слово и выполняйте на месте то, что оно обозначает.
- Какое общее значение у этих слов? (Действие, спорт)
11. Комментированное письмо.
- Запишем предложения комментировано.
Наступила холодная зима. Мороз запушил деревья. Во дворе царит веселье. Ребята играют в снежки.
- Найдите в них имена существительные, подчеркните их. Сколько существительных обнаружили в тексте?
- Назовите существительное, обозначающие:
- время года,
- природное явление,
- растение,
- людей,
- состояние их души.
12. Работа с картинкой.
- Рассмотрите картинку.
- Какое время года на ней изображено?
- Почему вы решили, что это зима?
- Как одеты дети?
- Какие природные явления можно здесь увидеть?
- Почему думаете, что на картинке изображён гололёд?
- Какие звуки можно услышать?
- Чем заняты дети? С каким чувством, настроением ребята трудятся?
- Каким существительным можно назвать поступки этих ребят? (Добро, забота, уход, помощь, труд, работа)
- О ком заботятся дети?
- О чём ещё заботятся ребята?
- Молодцы! А теперь коротко назовите существительные по картинке, которые обозначают:
- время года;
- природные явления;
- названия людей;
- животных;
- растения;
- перечислите вещи, предметы;
- звуки;
- чувства, настроение людей и животных;
- характер поступков ребят (добро, забота, помощь, труд, работа).
- Недаром говорят, что зимой работа – любовь, добро, забота.
13. Домашнее задание.
- На самоподготовке составьте по этой картинке 4-5 предложений о том, как дети зимой проявляют любовь, заботу о людях, птицах, растениях, какие добрые дела они совершают. Найдите и подчеркните в предложениях имена существительные, попробуйте определить их значение.
14. Подведение итогов урока.
- Итак, что такое имя существительное? Например, …
- Что могут обозначать имена существительные? Приведите примеры.
- Чему вы научились сегодня?
- За работу на уроке многие из вас получили золотые звёздочки. Давайте украсим ими одежду нашего гостя Имени Существительного, ещё раз вспомним значения существительных и приведём примеры.