История создания фартука. Практическая работа. Снятие мерок

Разделы: Технология


Цели урока: снять мерки с фигуры человека.

Задачи урока:

  • Познавательные:
    познакомить учащихся с видами одежды,
    дать понятие о процессе изготовления одежды,
    познакомить с профессиями, связанными с изготовлением одежды.
    Развивающие:
    сформировать навыки по измерению фигуры человека,
    развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность.
    Воспитывающие:
    продолжить формирование познавательного интереса к предмету,
    воспитывать чувство вкуса, аккуратности, нравственные качества (взаимопомощь, добросовестность, честность), уважение к труду.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения:

  • технические:
    компьютер;
    мультимедийный проектор;
    экран;
  • программные:
    презентация учителя Приложение 1.
  • раздаточные материалы
    цветные карандаши, сантиметровые ленты, учебник Технология 5 класс

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. 3. Проверка домашнего задания.
  4. Изучение нового материала.
  5. Творческая работа.
  6. Практическая работа.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь на свои места. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы мир вокруг нас стал добрее и красочнее. Вы заметили, что ваше настроение улучшилось. Значит можно начинать урок.

3. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится с учетом того материала, который учащиеся изучали на предыдущих уроках. Можно включить занимательный материал. Например, задание “Книжная полка” (Слайд 2). Переставьте книги, меняя их положение так, чтобы прочитать термины, используемые при выполнении машинных работ.

Термины: застрочить, стачать.

Учитель: Что обозначают эти термины? Ответы детей.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте попробуем назвать виды одежды? Ответы детей.

Одежду по назначению подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную. (Слайд 3.) К бытовой одежде относится – повседневная. (Слайд 4.) Эта одежда предназначена для работы, учебы. Торжественная – одежда для особо торжественных случаев. (Слайд 5.) Домашняя – одежда, в которой вы ходите дома. (Слайд 6.) К производственной относится одежда медиков, продавцов и другая специальная одежда для выполнения различных работ. (Слайд 7.) К спортивной относится одежда, предназначенная для занятия спортом. (Слайд 8.) К форменной относится форма милиционеров, военных, железнодорожников. (Слайд 9.)

Представьте, что вы купили себе ткань и хотите сшить из нее платье. С чего начнете работу? Ответы детей.

Учитель: В процессе изготовления одежды участвуют следующие специалисты: художник-модельер, придумывает новые модели одежды, воплощая их в эскизах. (Слайд10.) Определяет силуэт (очертания) будущей модели, длину и ширину изделия, пропорции (соотношения друг относительно друга) деталей одежды. Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции костюма, быть в курсе современной моды, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей.

Строит чертеж (разрабатывает конструкцию) и вырезает лекала (выкройки – вырезанные из бумаги чертежи в нужном для вас размере) художник-конструктор.

Технолог швейного производства определяет способы изготовления швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани, современной технологии пошива одежды, разрабатывает технологию.

Выполняет готовое изделие, все швейные операции – швея. Сейчас эта профессия называется оператор швейного оборудования.

Художники-модельеры часто обращаются к народным костюмам, которые являются источниками их вдохновения. Основой этих костюмов является фартуки или завесы.

В толковых словарях дается следующее толкование этих слов.

Завеса (запонь) – длинный женский передник с лифом, иногда с рукавами. Передник – одежда, защищающая перед платья от грязи. (Слайд 11.)

Давайте отправимся в путешествие по истории фартука. (Приложение 2, Слайды 12–18.)

В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальность. Большое значение уделяется цветовому решению, качеству ткани, отделке, деталям.

5. Творческая работа. Учащимся предлагается побывать в роли художника-модельера нарисовать и представить свой фартук. (Слайд19.)

Учитель: – Какие детали фартука нарисовали? Ответы детей.

Учитель: Фартук состоит из нагрудника, бретелей, кармана (один или два), нижней части фартука и пояса. (Слайд20.) Можно детали нагрудника и нижней части соединять вместе, такой фартук носит название цельнокроеный. (Слайд21.)

Для построения чертежа фартука необходимо снять мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получится неправильным, и сшитое изделие будет плохо сидеть на фигуре. Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.

Работа с учебником на стр. 52–53. Учащимся необходимо ответить на вопрос: “ Что называется мерками?”

Учитель: Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. (Слайд 22.) Мерки снимают по условным линиям на фигуре человека. К основным линиям относятся: линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен (слайд 23).

Учитель: – Назовите правила, по которым снимают мерки? Ответы детей. (Слайд 24.)

Учитель: Для построения чертежа фартука нам необходимы следующие мерки: СТ, СБ, ДИ, ДН. (Слайд 25.)

6. Практическая работа.

Практическую работу можно провести в форме игры “Ателье”. В ателье работают следующие специалисты: закройщица, она снимет мерки с клиента. Ведущий специалист – записывает результаты измерений. Клиент – ученица, которая пришла в ателье сшить себе фартук. Учащиеся по очереди проигрывают предложенные роли, учатся правильно снимать и записывать результаты измерений. Перед игрой учитель демонстрирует правильность снятия мерок. Проводит консультацию.

7. Закрепление изученного материала. Закрепление знаний можно провести последующим вопросам:

  • Назвать основные виды одежды?
  • Какую работу выполняет художник-модельер?
  • Перечислить основные детали фартука.
  • Какие мерки необходимы для построения фартука?

8. Подведение итогов урока.

Учитель: Как вы считаете, нужен ли фартук сегодня? Ответы детей.

Учитель: В наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту свою функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из “гардероба” домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется лишь в музеях и в книгах по истории костюма.