Урок русского языка в 4-м классе "Письмо. Развитие речи"

Разделы: Начальная школа


Задачи

1. Образовательная:

  • познакомить со стратегией создания письменного текста, строение личного письма;
  • уметь создавать письменный текст в форме личного письма.

2. Развивающая:

  • обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитательная:

  • формирование гуманных отношений в коллективе,
  • умения сотрудничать, показать детям значение переписки.

Оборудование

  • Дидактический материал.
  • Презентация “Структура письма”.

Ход урока

Мотивация учащихся Организационный момент и сообщение целей урока. (Приложение, слайд 1)

Отгадайте загадку:

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
(Конверт)

Детям раздаются конверты с дидактическим материалом.
Я предлагаю вам сегодня написать письмо.

Ход урока. Работа по теме урока.
Беседа.
У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили “Что вам было приятнее всего получать с Земли?”

“Письма”, – ответили они.
– Почему космонавты так ответили?
– С какой целью люди пишут письма?
(Людям необходимо было общаться друг с другом.) (Слайд 2, 3)

– Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо письма?
Виды писем. Работа по презентации.

– Кому и для какой цели пишут письма? (Слайды 4, 5, 6)

Это письмо говорит о том, что писатель любит детей.

Это письмо –поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков.

Это письмо содержит информацию.

Понятие “Адресат и отправитель”. (Слайд 7)

– Как письма попадают к нам?
Части письма (слайд 8)

Письмо – это текст, имеет 3 части: начало, основная часть, концовка.

Практическая работа с раздаточным материалом – составление схемы “Содержание письма”

Схема письма

1. Обращение Дорогие мама и папа!
Любимая бабушка!
Уважаемый учитель!
 
2. Начальная фраза о состоянии переписки. Получила ваше письмо.
Давно не получала писем.
Очень захотелось вам написать
3. Основное содержание письма. Расскажу о нашей жизни.
У нас все хорошо.
4. Вопросы к адресату. Как здоровье?
Какие новости? Как живете?
5. Просьбы. Приветы. Прошу вас……
Передайте привет……
6. Прощания. До свидания! До скорой встречи!
7. Концовка. ( подпись, дата) Целую. Скучаю. Ваш…
….января 2010 г.

– Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Многие ребята любят посылать с письмом свои рисунки.

– Знаете ли вы, как надо размещать текст на листе?

(С левого края бумаги оставляют свободное поле. Такие же поля оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется сплошняком. В нем выделяется обращение, подпись, может быть много красных строк.).

Самостоятельная работа учащихся Сегодня мы напишем письма- повествования о том, как вы провели зимние каникулы.
– Что должно интересовать получателя в вашем письме? ( Настроение, какие друзья, интересные случаи).
– К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.

Письмо своему учителю.

Итог урока. – Кто хочет зачитать свои письма?
– Из каких частей состоит письмо?

Зачем мы пишем письма?

Домашнее задание. Письма надо писать грамотно. Повторим правила орфографии. Индивидуальные задания на листах.