Урок литературного чтения по теме "Ильины три поездочки" (2-й урок)

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • продолжить знакомство с былинами,
  • учить правильно читать и понимать исторический текст былины,
  • развивать речь, мышление, воображение.

Оборудование:

  • иллюстрация картины В.М.Васнецова "Богатыри",
  • отрывок из былины "Илья Муромец и Идолище",
  • фильм "Илья Муромец",
  • рисунок на доске "камень на распутье" и указатели- стрелки "история", "искусство", "литература".
  • Презентация "Былины"

Ход урока

I. Организационный момент.

- Посмотрите на доску, вы видите камень и указатели "ИСТОРИЯ", "ИСКУССТВО", "ЛИТЕРАТУРА". В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).Слайды 1,2.

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке? (О богатырях).

- Кто такие богатыри? (Ответы детей, проверка домашнего задания).

II. Речевая разминка.

- На партах у вас лежат свитки, прочитайте медленно. (приложение)

- О каких событиях говорится ? (О наговоре на Илью Муромца князю).

- Прочитайте выразительно. Что вы только что прочитали?

(Зачин).

III. Работа над былиной.

Учебник с.12 "Ильины три поездочки"

- Найдите и прочитайте зачин.

Чтение учащимися.

- Мы с вами сегодня отправимся по указателям. Прямо в гости к истории, в 13 век. Слайды 3-8.

(Рассказ учителя о Чингисхане, внуке его - хане Батые, государстве Золотая Орда. На востоке, у границ Китая, среди кочевых племён, объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою и жестокостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена. Батый, внук Чингисхана, хотел выполнить завещание своего предка -достичь Атлантический океан и покорить Европу. Каждое княжество пыталось отбиться от врагов, но одна за другой гибли дружины и завоеватели шли всё дальше и дальше.)

Просмотр отрывка к/ф "Илья Муромец"

С запада на Русь нападали войска крестоносцев. Ближайшие неприятели были Литва и другие прибалтийские княжества. Слайды 9-10

- Какую дорогу выбрал Илья Муромец? (чтение с 12-16)

- Какие незнакомые слова встретились?

Разбор непонятных слов:

Булатная броня - старинная узорчатая сталь.

Сие - это.

Палица - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

Сажень - 2,134 м

- О каких исторических событиях говорится в этом отрывке? (О борьбе с крестоносцами)

Физкультминутка.

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Богатыри"

- Выбираем вторую дорогу, в царство Живописи. Слайд 11 Соберём из пазлов картину. Догадайтесь, о каком богатыре говорится (дети отгадывают имя богатыря, пазл переворачивается, так собирается картина, потом заменяется хорошей иллюстрацией) :

"Он является самым ярким представителем всех русских богатырей и в глазах народа он выходец из крестьянства. Он отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. У него первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел - сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало."

"Он отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало - там смекалкой побеждал.

Он спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя - Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных."

"О нём говорили: "Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет".

Богатырь в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому."

- Над этой картиной В. М. Васнецов работал 25 лет.

Слайд 12

Знакомство со следующей поездкой Ильи Муромца.

Следующий указатель.

Чтение с 16-19.

IV. Итог урока.

- О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название?

- Что такое былина?

-Кто такие богатыри?

Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

Домашнее задание: перечитать былину и разделить на смысловые части. (с 12-24, вопрос №7)

Приложение 1, приложение 2.