Задачи:
- продолжить знакомство с былинами,
- учить правильно читать и понимать исторический текст былины,
- развивать речь, мышление, воображение.
Оборудование:
- иллюстрация картины В.М.Васнецова "Богатыри",
- отрывок из былины "Илья Муромец и Идолище",
- фильм "Илья Муромец",
- рисунок на доске "камень на распутье" и указатели- стрелки "история", "искусство", "литература".
- Презентация "Былины"
Ход урока
I. Организационный момент.
- Посмотрите на доску, вы видите камень и указатели "ИСТОРИЯ", "ИСКУССТВО", "ЛИТЕРАТУРА". В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).Слайды 1,2.
- О ком мы будем говорить сегодня на уроке? (О богатырях).
- Кто такие богатыри? (Ответы детей, проверка домашнего задания).
II. Речевая разминка.
- На партах у вас лежат свитки, прочитайте медленно. (приложение)
- О каких событиях говорится ? (О наговоре на Илью Муромца князю).
- Прочитайте выразительно. Что вы только что прочитали?
(Зачин).
III. Работа над былиной.
Учебник с.12 "Ильины три поездочки"
- Найдите и прочитайте зачин.
Чтение учащимися.
- Мы с вами сегодня отправимся по указателям. Прямо в гости к истории, в 13 век. Слайды 3-8.
(Рассказ учителя о Чингисхане, внуке его - хане Батые, государстве Золотая Орда. На востоке, у границ Китая, среди кочевых племён, объявился человек, которого звали Чингисхан. Силою и жестокостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена. Батый, внук Чингисхана, хотел выполнить завещание своего предка -достичь Атлантический океан и покорить Европу. Каждое княжество пыталось отбиться от врагов, но одна за другой гибли дружины и завоеватели шли всё дальше и дальше.)
Просмотр отрывка к/ф "Илья Муромец"
С запада на Русь нападали войска крестоносцев. Ближайшие неприятели были Литва и другие прибалтийские княжества. Слайды 9-10
- Какую дорогу выбрал Илья Муромец? (чтение с 12-16)
- Какие незнакомые слова встретились?
Разбор непонятных слов:
Булатная броня - старинная узорчатая сталь.
Сие - это.
Палица - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.
Сажень - 2,134 м
- О каких исторических событиях говорится в этом отрывке? (О борьбе с крестоносцами)
Физкультминутка.
Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Богатыри"
- Выбираем вторую дорогу, в царство Живописи. Слайд 11 Соберём из пазлов картину. Догадайтесь, о каком богатыре говорится (дети отгадывают имя богатыря, пазл переворачивается, так собирается картина, потом заменяется хорошей иллюстрацией) :
"Он является самым ярким представителем всех русских богатырей и в глазах народа он выходец из крестьянства. Он отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. У него первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел - сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало."
"Он отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало - там смекалкой побеждал.
Он спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя - Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных."
"О нём говорили: "Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет".
Богатырь в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому."
- Над этой картиной В. М. Васнецов работал 25 лет.
Слайд 12
Знакомство со следующей поездкой Ильи Муромца.
Следующий указатель.
Чтение с 16-19.
IV. Итог урока.
- О чём повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос её название?
- Что такое былина?
-Кто такие богатыри?
Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
Домашнее задание: перечитать былину и разделить на смысловые части. (с 12-24, вопрос №7)