Цель:
- Обобщить и систематизировать знания по темам: горные породы и полезные ископаемые.
- Проверить знания понятий: горные породы, полезные ископаемые.
- Продолжить развитие экологического мышления, умения выделять главное в тексте, пользоваться условными знаками распространённых полезных ископаемых.
- Воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них.
Форма проведения: урок - викторина
Оборудование: коллекция горных пород, карточки с заданиями, конверты с ключевым словом, название команд.
Девиз:
"Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:" (А. Новаи)
Ход урока
I. Орг. момент
(Дети образуют 4команды.)
- Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.
II. Вступление:
- Мир камня сказочно интересен. Во многом засекреченный. Вся неживая природа выступает перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши далёкие предки хорошо разбирались в горных породах, из одних, прочных, изготавливали молотки, а из хрупких, с острыми краями - ножи, наконечники стрел, из кремния высекали огонь. Затем из руд научились получать металлы, строить дворцы, храмы, поражают нас долговечностью, красотой. Наиболее красивые и драгоценные минералы сделались символом знатности и богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются слова, взятые в качестве девиза). Именно, ваш ум и ваши знания помогут на уроке.
- Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.
III. Закрепление:
Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои команды.
(Команды: "Алмаз", "Жемчужина", "Малахитовая шкатулка", "Самоцветы". Каждая защищает, представляет своё название).
- Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим заданиям. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать конверт с определённой буквой, в конце урока, из которых нужно составить слово.
1 . "Разминка".
- Я буду задавать вопросы. Вы внимательно слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.
Дайте определение горные породы.
- Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
- Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
- В каких состояниях встречаются полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).
(по одному конверту получает каждая команда)
2. "Сообщение"
- Каждой команде даны информационные листы, вы в группах должны обсудить, выбрать самое главное. Один участник должен подготовить сообщение и рассказать его.
(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе, известняке).
- Молодцы, получите первый конверт, положите на середину стола, но не раскрывайте его.
3. "Узнай горные породы"
- Каждой команде предлагаются образцы горных пород, вы должны назвать её и если сможете, то скажите несколько слов о ней.
(по одному конверту получает каждая команда)
4. Кроссворд "Полезные ископаемые"
- Каждая команда получает бланк - кроссворд. Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд, чтобы получить конверт.
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
2.
Это мастep белый белый, -
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
3.
Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт - испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались - это:
4.
Росли на болоте растения...
А теперь это топливо и удобрение.
5.
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
6.
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета...
Он из зёрен состоит,
Называется:
7.
Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
8.
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
9.
На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
10.
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
5. Физкультминутка
(проводится с помощью учащихся)
6. "Условные знаки"
- Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
7. "Вы это знаете?"
- Вам нужно подготовить небольшое сообщение по учебнику, обсудить в команде: где и как применяют полезные ископаемые. (песок, глина, известняк, мрамор)
(каждая команда получает ещё по одному конверту с буквой.)
8. "Ребусы"
- Последнее задание - ребусы. Каждая команда получает по одному ребусу.
- Молодцы, вы собрали все конверты. По моему сигналу вы открываете конверты и составляете слово. (графит)
- Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о нём? (выслушиваю ответы детей)
- Давайте подведём итог нашего урока.
VI. Итог урока.
- Что называют полезными ископаемыми, горными породами?
- Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных ископаемых?
- Ребята, тогда нужно ценить и бережно относиться к богатствам земных недр.
- Вы очень хорошо поработали, теперь заполним листы самоконтроля в командах. (заполнили).
- Выставим оценки за урок.