Биоадекватные технологии в преподавании математики

Разделы: Математика


Биоадекватные технологии в преподавании математики

В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию образования.

Как сказал В.В.Путин: “Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится ключевым поэтому элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей”.

А сейчас, к сожалению, некоторые дети испытывают ряд трудностей в обучении. Кто-то переживает серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. У кого-то отсутствует мотивация учебного процесса. У некоторых школьников отрицательное отношение к учебе в целом или к отдельным предметам возникает в силу высоких требований учебных программ.

В школе увеличился объём учебной информации. Кроме того, развитие компьютерной и телевизионной техники влечет тоже увеличение количества информации, часть которой носит негативный характер. И некоторые ребята не способны справиться с этим информационным бумом.

Предмет тревоги также – здоровье учащихся. По статистике сегодня на 100 выпускников школ приходится 198 хронических заболеваний. Прежде всего страдают пищеварительная и сердечно-сосудистая системы, зрение и опорно-двигательная система. Переутомление от компьютерной и телевизионной техники, психические расстройства у детей и подростков. И не случайно в своем послание Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А.Медведев сказал: “Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом. Находиться в школе ребёнку должно быть комфортно: и психологически, и физически”.

Именно поэтому педагоги нашей школы особое внимание обращают на здоровье учащихся, на психологический комфорт на уроках, и именно поэтому методическая тема нашей школы – “Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения”.

Моя методическая тема – “Психологический комфорт на уроках математики” - является частью общешкольной темы, потому, что без психологического комфорта нет здоровья.

Разные дети, они приходят к нам в школу из разных семей, с разным настроением кто-то уже наплакался, кто-то не выспался, кто-то просто голоден. И к каждому надо найти свой подход, дать каждому необходимый запас знаний, умений и навыков. Поэтому прежде чем учить чему-либо такого ребенка, я стараюсь его настроить на получение знаний, адекватных его здоровью, развитию, настроению или, попросту говоря, его природе. В своей работе я ориентируюсь на высший потенциал ребенка как сумму его высших физиологических, интеллектуальных и духовных возможностей.

Это позволяет мне сделать биоадекватная методика. Шесть лет назад я и мои коллеги прошли обучение на базе НМЦ Кировского района: учителя математики – Дербина Г.К., Невская Е.В., Баженова Н.В.; учитель истории и обществознания – Филиппова Т.В., учителя начальной школы: Нестеренко Е.К. и Овсяникова Г.В., прошли обучение по данной методике на базе нашей школы. Сейчас такое обучение можно пройти в Академии постдипломного педагогического образования г.Санкт-Петербург. Таким образом, наши дети продолжают природосообразное обучение и в основной и даже в средней школе по таким предметам как математика, история, обществознание. Переход в пятый класс – это своеобразное испытание для ребят: большое количество учителей, каждый со своими формами и методами ведения урока, наличие большей свободы и самостоятельности. Но мы заметили, что ребята, занимающиеся по биоадекватной методике быстрее адаптируются в основной школе и легче преодолевают все сложности. Ведь для них методика и форма урока остаются прежними, те, к которым они уже привыкли. А, значит, существует преемственность между начальной и основной школой, при чем не только в образовательных программах, но и в формах и методах ведения урока.

Автор данной методики профессор психологии, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Маслова Наталья Владимировна. В настоящий момент методика прошла 12–летнюю апробацию в Учебном Центре Российской Академии Естественных Наук.

Биоадекватная (БА) методика преподавания была впервые описана в начале 90-х годов XX века. Она относится к одной из моделей инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является ее отличительной особенностью. Эта методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным.

По форме данная методика – релаксационно-активная. (Relaxation action learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации).

Этапы восприятия информации в проведении данного типа уроков полностью соответствуют стандартной структуре урока, сохраняя все рабочие этапы урока:

I. Приобретение знаний.

II. Формирование умения использовать знания.

III. Закрепление навыка использования знаний.

Биооадекватная методика не возникла на пустом месте, а весьма органично объединила в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее.

Как уже отмечалось, биоадекватная методика ориентирована на развитие целостного мышления школьников, на формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом. Идея о необходимости обращения к образному мышлению высказывалась ранее как в дидактике, психологии, так и в методике преподавания различных предметов. Среди западных педагогов, ученых прошлого, активно обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, следует выделить Я.А.Коменского, Ж-Ж Руссо, М.Монтессори, Г.Лозанова. Впервые в отечественной педагогике высказал мысль о целостном формировании человеческой личности в процессе ее воспитания К.Д.Ушинский.

К.Д.Ушинский указывал, что “дети мыслят формами красками, звуками, ощущениями вообще”.

Информация становится знанием, только когда она переживается, становится частью личного опыта. “Образное изложение делает предмет речи видным” – говорил еще Цицерон. И это возможно сделать в системе природосообразного биоадекватного образования. Здесь приходит на помощь образ, известный ребенку с детства. Этот образ всегда должен быть привлекательным, добрым, а может быть и вкусным Так я проводила урок по алгебре по теме “Квадратные уравнения” на образе ветки винограда. Представьте себе этот вкусный, сладкий, сочный виноград, который вы ели в своей жизни. Какого он цвета, какого размера, какой формы, какой имеет вкус и аромат? Включите свою память, воображение, попробуйте почувствовать этот виноград всеми каналами восприятия информации. А теперь пусть этот вкусный виноград станет для вас символом квадратных уравнений. Каждая ягодка – новое уравнение, и этим виноградом мы можем мысленно поделиться со своими друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми и даже со всем человечеством. Когда Вы представляли виноград, в работу активно включались функции правого полушария, когда Вы на этом образе осуществляли математические действия - левого. В процессе обучения, таким образом, постоянно активизировались оба полушария головного мозга. И ведь каждый ребенок, вспоминая свой самый вкусный виноград, мысленно вернется в тот пережитый им момент, когда он его ел, окунется в лично им пережитое эмоционально-положительное состояние, а это уже само по себе снятие стресса. Далее, когда ребенку предлагается поделиться с друзьями, другими людьми, с человечеством - это уже выход на формирование моральных ценностей. Когда дети учатся таким образом, у них складываются совершенно иные отношения в классе, друг с другом другу, с родителями. Не более 2-3 минут от урока занимает такое детальное “исследование винограда”. Зато дети проживают информацию, “вгрызаются” в нее, и она становится частью их жизни. Вы не представляете, какое оживление, воодушевление и удовольствие царит в классе в этот момент! В то же время снимается напряжение, наступает момент релаксации. Результат просто замечательный!

Совершенно не обязательно на каждом уроке использовать съедобные образы это могут быть просто красивые природные или даже метафоричные образы. Учителя нашей школы используют самые различные образы: лес, деревья, животные, бабочки. Обучение таким образом дает потрясающий здоровьесберегающий и здоровьевосстанавливающий эффект. Наш главный принцип: не навредить ребенку. Поэтому мы работаем над созданием системы непрерывного природосообразного образования, отдаем приоритет воспитанию в процессе образования. Еще один принцип нашей работы - это попытка обеспечить работу обоих полушарий головного мозга. То есть целью нашей работы является целостное, гармоничное развитие человека. Мы стараемся учитывать психологические и физиологические особенности каждого ребенка.

Работа по этой методике приучает глаз и психику ученика видеть и воспринимать прекрасное. Каждый урок завершается творческим заданием: создать свои собственные мыслеобразы, используя рисунок, рассказ, схему, стихотворение, кроссворд. Идет постоянное развитие творческого начала детей. Посмотрите, на образоны ребят! Хорошо видно, как улучшается качество рисунка. Эти образоны созданы в 7-м и 8-ом классе одними и теми же ребятами.

Рисунок1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

А значит, развивается креативность детей!

Биоадекватная методика позволяет на уровне подачи темы включить все имеющиеся возможности восприятия ребенка в процессе самопознания. Энергосберегающий и психооберегающий  эффект биоадекватной методики несомненен. Мы учителя, работающие по данным методикам, стали свидетелями того, что ребенок не только получает доступ к пониманию предмета, но и к умению легко запомнить получаемую от нас информацию. Ведь каждый ребенок обязательно включается в работу. Закрывая глаза и слыша голос учителя, он никак не может не включиться в общий процесс работы, ведь мыслеобразы начинают приходить сами по себе. А значит идет работа. Научившись пониманию своей связи с природой, дети становятся уравновешеннее, у них появляется любовь к ее изучению. А следовательно повышается положительная мотивация к обучению, растет качество знаний.

В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни. И от того, какую жизненную позицию займет он в школе, будет зависеть его жизненная позиция после школы. Хотелось бы, чтобы это была позиция человека думающего, способного к творчеству, к новым открытиям.

С синергетической точки зрения процесс обучения для учителя – это не прямая передача знания, а создание условий для активного творчества ученика.

Для учителя главным в обучении становится не ломка или подстраивание ученика под себя, а открытие ученика, направление его к творчеству, т.е. для учителя важнейшей становится локальная (точечная) стимулирующая творчество ученика деятельность. Это тоже хорошо видно на образонах ребят. Посмотрите, на одной и той же теме дети видят разные образы, по - разному наносят информацию.

И как верно сказал Николай Иванович Пирогов: “Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку, наружный успеет еще действовать. Выходя позже, он будет, может быть, не так сговорчив и уклончив, но зато на него можно будет положиться: не за свое не возьмётся.

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку!

Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное – у вас будут люди и граждане”.